понедельник, 25 февраля 2013 г.

Разъяснения регистрационной службы от 15.01.2013 г. относительно актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц - предпринимателей


ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 15.01.2013 г.
Укргосреестр как орган исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в сфере государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, в связи с многочисленными обращениями от субъектов хозяйствования и государственных регистраторов относительно актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, предоставляет разъяснения.
Относительно деятельности адвокатского объединения
Согласно части первой статьи 15 Закона Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности" адвокатское объединение является юридическим лицом, созданным путем объединения двух или более адвокатов (участников), и действует на основании устава.
Согласно части первой статьи 8 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) если гражданские отношения не урегулированы данным Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нормами данного Кодекса, которые регулируют подобные по содержанию гражданские отношения.
Требования к содержанию учредительных документов юридического лица определены статьей 88 ГКУ, а также частью четвертой статьи 57 Хозяйственного кодекса Украины.
Относительно порядка подписания учредительных документов юридического лица и изменений к ним
Согласно статье 87 ГКУ для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен другой порядок их утверждения.
Согласно части пятой статьи 8 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним излагаются письменно, прошиваются, нумеруются и подписываются учредителями (участниками) или уполномоченными лицами, если законом не установлен другой порядок их утверждения.
Согласно статье 238 ГКУ представитель может быть уполномочен на совершение только тех сделок, право на совершение которых имеет лицо, которое он представляет. Статьей 244 ГКУ определено представительство по доверенности. Доверенностью является письменный документ, выдаваемый одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Представительство по доверенности может основываться на акте органа юридического лица.
Относительно деятельности юридического лица на основании модельного устава
Модельный устав - типичный учредительный документ, утвержденный Кабинетом Министров Украины, который используется для создания и осуществления деятельности юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм, содержит установленные законом правила, регулирующие правовой статус, права, обязанности и отношения, связанные с созданием, управлением и осуществлением хозяйственной деятельности соответствующих юридических лиц (ст. 1 Закона о регистрации).
Статьей 24 Закона о регистрации установлено, что в случае образования юридического лица на основании модельного устава в регистрационной карточке на проведение государственной регистрации юридического лица проставляется соответствующая отметка со ссылкой на типичный учредительный документ.
Порядок перехода юридических лиц на деятельность на основании модельного устава установлен абзацем вторым части одиннадцатой статьи 19 Закона о регистрации.
Следует отметить, что модельный устав государственному регистратору не подается.
Лица, имеющие право на представление государственному регистратору документов для проведения государственной регистрации юридического лица
Согласно части первой статьи 24 Закона о регистрации документы для проведения государственной регистрации юридического лица должны подавать учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо.
Частью девятой указанной выше статьи установлено, что, если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются учредителем юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт.
Если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются лицом, уполномоченным учредителем (учредителями) юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется его паспорт и предоставляется документ, удостоверяющий его полномочия.
Относительно оформления регистрационных карточек
Абзацем вторым части второй статьи 8 Закона о регистрации установлено, что подпись лица, уполномоченного действовать отимени юридического лица (исполнительного органа), на регистрационной карточке и на заявлении об утрате (замене) документов должна быть засвидетельствована соответствующим должностным лицом в установленном порядке.
Согласно положений статей 87 и 91 ГК правоспособность юридического лица возникает со дня его государственной регистрации.
Дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей (далее - Единый государственный реестр) записи о проведении государственной регистрации юридического лица является датой государственной регистрации юридического лица (ч. 4 ст. 25 Закона о регистрации).
Учитывая вышеизложенное, требования абзаца второго части второй статьи 8 Закона о регистрации не распространяются при представлении документов для государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьей 24 Закона о регистрации.
Положениями Закона о регистрации установлено представление государственному регистратору заполненной регистрационной карточки соответствующей формы.
Формы регистрационных карточек утверждены приказом Министерства юстиции Украины от 14.11.2011 г. N 3178/5, зарегистрированным Минюстом 19.10.2011 г. за N 1207/19945.
Каждая форма регистрационной карточки предусматривает соответствующее количество страниц.
Относительно внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре и не связанные с изменениями в учредительных документах
Порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре и не связанные с изменениями в учредительных документах юридического лица, установлен статьей 19 Закона о регистрации.
Согласно части второй указанной выше статьи, если изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, связанные с изменением руководителя или лиц, избираемых (назначаемых) в орган управления юридического лица, или лиц, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры, кроме документов, предусмотренных частью первой этой статьи, лицо, уполномоченное действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), дополнительно подает экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменении указанных лиц и/или экземпляр оригинала (ксерокопию, нотариально заверенную копию) распорядительного документа об их назначении.
Вышеуказанные документы являются подтверждением полномочий новоизбранного руководителя юридического лица.
Относительно внесения изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением состава учредителей
Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица производится в порядке, установленном статьей 29 Закона о регистрации.
Согласно части третьей указанной статьи в случае внесения изменений в учредительные документы, связанные с изменением состава учредителей (участников) юридического лица, кроме документов, предусмотренных частью первой этой статьи, дополнительно подается экземпляр оригинала (ксерокопии, нотариально заверенной копии), в частности, заявления, договора, другого документа о переходе или передаче доли в уставном капитале общества; заявления физического лица о выходе из состава учредителей.
ГКУ и Закон Украины "О хозяйственных обществах" (далее - Закон об обществах) различают такие понятия, как переход доли (ее части) участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу и выход участника из общества с ограниченной ответственностью.
Согласно частям первой и второй статьи 147 ГКУ участник общества с ограниченной ответственностью имеет право продать или другим образом уступить свою долю (ее часть) в уставном капитале одному или нескольким участникам этого общества.
Отчуждение участником общества с ограниченной ответственностью своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если другое не установлено уставом общества.
Частью первой статьи 148 ГКУ установлено, что участник общества с ограниченной ответственностью имеет право выйти из общества, уведомив общество о своем выходе не позднее чем за три месяца до выхода, если другой срок не установлен уставом.
Согласно статье 54 Закона об обществах при выходе участника из общества с ограниченной ответственностью ему выплачивается стоимость доли имущества общества, пропорциональная его доле в уставном (складочном) капитале. Выплата производится после утверждения отчета за год, в котором он вышел из общества, и в срок до 12 месяцев со дня выхода. По требованию участника и с согласия общества вклад может быть возвращен полностью или частично в натуральной форме.
Таким образом, при выходе участника из состава общества на общем собрании принимается решение о выходе участника и выплаты ему стоимости доли имущества общества, пропорциональной его доле в уставном (складочном) капитале, и для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы государственному регистратору, в пакете документов подается экземпляр оригинала (ксерокопия, нотариально заверенная копия) заявления физического лица о выходе из состава учредителей (участников). В таком случае государственному регистратору подается заявление о выходе из состава учредителей (участников).
В случае отчуждения участником общества своей доли, на общем собрании принимается решение о переходе доли участника в уставном капитале общества, в таком случае государственному регистратору подается документ о переходе доли участника в уставном капитале общества, в том числе договор купли-продажи, мены, дарения доли в уставном капитале общества.
Статьей 202 ГКУ определено, что сделкой является действие лица, направленное на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей.
Согласно части первой статьи 205 ГКУ сделка может совершаться устно или в письменной форме. Стороны имеют право избирать форму сделки, если другое не установлено законом.
Сделки, которые необходимо совершать в письменной форме, определены статьей 208 ГКУ, а требования к письменной форме сделки установлены статьей 207 ГКУ.
Согласно статье 209 ГКУ сделка, совершенная в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению только в случаях, установленных законом или договоренностью сторон. По требованию физического лица или юридического лица любая сделка с его участием может быть нотариально удостоверена.
Государственный регистратор обязан оставить без рассмотрения документы, представленные для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, при наличии оснований, определенных частью одиннадцатой статьи 29 Закона о регистрации.
Согласно статье 30 Закона о регистрации государственный регистратор отказывает в проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, при наличии оснований, установленных частью первой статьи 27 этого Закона.
Относительно проставления государственным регистратором отметок на учредительных документах при проведении регистрационных действий
Приказом Министерства юстиции Украины от 20.01.2012 г. N 113/5 "Об утверждении описания гербовой печати государственного регистратора и описаний и образцов штампов для проставления государственным регистратором отметок на учредительных документах при проведении регистрационных действий", зарегистрированным в Минюсте Украины 23.01.2012 г. за N 89/20402, установлено, что штампы для проставления государственным регистратором отметок на учредительных документах при проведении регистрационных действий проставляются на титульном листе учредительных документов юридического лица, удостоверяются подписью государственного регистратора и скрепляются его гербовой печатью.
Относительно деятельности акционерных обществ
Пунктом седьмым указанного раздела предусмотрено, что акционерные общества освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений в уставе общества или устава в новой редакции в связи с приведением его в соответствие с данным Законом.
Пунктом пятым раздела XVII "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "Об акционерных обществах"установлено, что уставы и другие внутренние положения акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона (до 30.04.2009 г.), подлежат приведению в соответствие с нормами данного Закона не позднее чем в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона (до 30.04.2011 г.).
Государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица осуществляется в порядке, установленном статьей 29 Закона о регистрации.
Документы, представляемые юридическим лицом для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы, установлены частями первой - шестой этой статьи, в частности, документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы.
Согласно части второй статьи 10 Закона о регистрации за проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица взимается регистрационный сбор в размере тридцати процентов регистрационного сбора, установленного частью первой этой статьи.
Учитывая вышесказанное, при подаче документов для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы акционерных обществ, которые вносятся в связи с приведением в соответствие с Законом Украины "Об акционерных обществах", в период с 30.04.2009 г. по 30.04.2011 г . документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора, не подается.
Следует отметить, что одним из оснований для оставления без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, является представление документов не в полном объеме (ч. 11 ст. 29 Закона о регистрации).
Основания, при наличии которых государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, представленные для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования, установлены частью восьмой статьи 37 Закона о регистрации, в частности не отменена регистрация всех выпусков акций, если юридическое лицо, которое прекращается, является акционерным обществом.
Относительно сведений о юридическом лице, которые должны содержаться в Едином государственном реестре
Согласно статье 16 Закона о регистрации Единый государственный реестр создается с целью обеспечения органов государственной власти, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах и физических лицах - предпринимателях из Единого государственного реестра.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением регистрационных номеров учетных карточек плательщиков налогов, сведений об открытии и закрытии счетов, наложении и снятии арестов на счета и имущество (ст. 20 Закона о регистрации).
Сведения, составляющие государственную тайну, в Единый государственный реестр не заносятся (ч. 4 ст. 16 Закона о регистрации).
Частью второй статьи 17 Закона о регистрации установлен перечень сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре.
Указанной статьей не предусмотрено внесение в Единый государственный реестр сведений о членах юридического лица.
Относительно деятельности иностранцев и лиц без гражданства
Согласно части второй статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования являются иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в установленном порядке.
Статьей 7 Закона Украины "О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства" предусмотрено, что иностранцы и лица без гражданства имеют право заниматься в Украине инвестиционной, а также внешнеэкономической и другими видами предпринимательской деятельности, предусмотренными законодательством Украины. При этом они имеют такие же права и обязанности, что и граждане Украины, если другое не вытекает из Конституции и законов Украины.
Согласно требованиям Закона Украины "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине" (далее - Закон N 1382) законными основаниями пребывания на территории Украины для иностранцев и лиц без гражданства является регистрация на территории Украины паспортного документа или наличие удостоверения на постоянное или временное проживание в Украине, или документов, удостоверяющих получение статуса беженца или убежища в Украине.
Место пребывания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году.
Место проживания - административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в году (ст. 3 Закона N 1382).
Порядок присвоения идентификационных номеров физическим лицам, в том числе иностранцам и лицам без гражданства, урегулирован Законом Украины "О Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей".
Государственная регистрация физического лица, имеющего намерение стать предпринимателем и имеющего регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов, осуществляется по месту жительства, в порядке, установленном статьей 42 Закона о регистрации.
Относительно деятельности временной межведомственной специальной комиссии по проведению инвентаризации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей
Положение о временных межведомственных специальных комиссиях по проведению инвентаризации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей утверждено приказом Министерства юстиции Украины от 12.05.2012 г. N 575/5, зарегистрированным в Минюсте Украины 13.04.2012 г. за N 569/20882.
Пунктом 4.10 этого Положения установлено, что Комиссия завершает свою деятельность после получения от государственных регистраторов отчета о завершении процесса включения в ЕГР включенных субъектов.
Рассмотрение споров физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности относятся к компетенции административных судов (статья 17 Кодекса административного судопроизводства Украины).
Относительно хранения регистрационных дел
Согласно части четвертой статьи 15 Закона о регистрации регистрационные дела подлежат хранению в специально выделенных для этого помещениях, которые должны быть оборудованы средствами, обеспечивающими ограниченный доступ в это помещение (решетки на окнах, замки и засовы, пожарная сигнализация и т.д.).
Пунктом 2.1 Порядка хранения и пересылки регистрационных дел юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 10.02.2012 г. N 238/5, зарегистрированного в Минюсте Украины 10.02.2012 г. за N 203/20516, установлено , что организация хранения регистрационных дел юридических лиц и физических лиц - предпринимателей осуществляется руководителем органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.
Относительно информации об обременении долей в уставном капитале юридического лица
Правовой режим регулирования обременений движимого имущества, установленных с целью обеспечения выполнения обязательств, а также правовой режим возникновения, обнародования и реализации других прав юридических и физических лиц относительно движимого имущества определяет Закон Украины "Об обеспечении требований кредиторов и регистрации отягощений" (далее - Закон ).
Согласно статье 11 Закона обременение движимого имущества регистрируется в Государственном реестре обременений движимого имущества в порядке, установленном этим Законом.
Держателем Государственного реестра является уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который предоставляет выписки из Государственного реестра о наличии или отсутствии обременений движимого имущества (ст. 42 Закона).
Относительно размера регистрационного сбора за проведение государственной регистрации изменений в сведениях о физическом лице - предпринимателе, связанных с изменением видов деятельности, следует отметить, что статьей 10 Закона о регистрации установлен размер регистрационного сбора только при государственной регистрации изменения имени или места жительства физического лица - предпринимателя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий