среда, 3 апреля 2013 г.

Документальное оформление порядка консервации основных средств


О документальном оформлении порядке консервации основных средств

     Согласно п.146.1 ст.146 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (далее - НКУ) учет амортизируемой, ведется по каждому объекту, который входит в состав отдельной группы основных средств, в том числе стоимость ремонта,
улучшения таких средств, полученных безвозмездно или предоставленных в оперативный лизинг (аренду), как отдельный объект амортизации.
   
   Согласно пп.145.1.2 п.145.1 ст.145 НКУ начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается приказом по предприятию при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), но не менее чем определено в пункте 145.1 и приостанавливается на период его вывода из эксплуатации (для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других причин) на основании документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации).
   
   По вопросу определения технических характеристик признаков ремонта, реконструкции, модернизации зданий, сооружений и других основных средств следует отметить, что согласно п. 29 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 30.09.03 № 561 (далее - Методические рекомендации № 561) решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть: направлены они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, осуществляются для поддержания об объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования - принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов.
   
   Пример работ, приводящих к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, приведены в п. 31 Методических рекомендаций № 561, а именно:
   
   • модификация, модернизация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;
   • замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);
   • внедрение эффективного технологического процесса, что позволит снизить первоначально оценены производственные расходы;
   • достройка (надстройка) здания увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и / или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.
   
   Приемку законченных работ по ремонту и улучшению основных средств (модернизации, достройки, реконструкции и т.п.) оформляется Актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-2), форма которого утверждена приказом Минстата Украины от 29.12.95 № 352 «Об утверждении типовых форм первичного учета».
   
   Итак, решение о характере и признаках работ, осуществляемых в связи с ремонтом, улучшением основных средств принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов.
   
   Рассмотрим подробнее документальное оформление процедуры консервации и расконсервации основных средств.
   
   Следует отметить, что порядок консервации и расконсервации объектов основных средств рассмотрен в несколько нормативных актах.
   
   Процедура консервации (расконсервации) основных средств осуществляется на основании рекомендаций и требований Положения «О порядке консервации основных производственных фондов предприятий» от 28.10.1993 № 1183 (далее - Положение N 1183).

   Это положение является обязательным для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также основанных на государственной собственности. Для других предприятий это Положение носит рекомендательный характер.
   
   Что касается объектов строительства, то их консервации осуществляется на основании Положения о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденное Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2005 г. № 2, в котором описан порядок проведения консервации и расконсервации объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, капитального ремонта зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения. Этот документ является обязательным для применения при проведении консервации и расконсервации объектов (зданий), строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций, и носит рекомендательный характер для объектов (зданий), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования . Стратегическое значение предприятия и его форма собственности в этом случае уже не важны - важно лишь источник финансирования строительства.
   
    Согласно п. 2 Положения № 1183 консервация основных средств предприятия - это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более трех лет) сохранение основных средств предприятий в случае прекращения производственной и иной хозяйственной деятельности с возможностью последующего восстановления их функционирования.
   
    Основные средства может быть законсервировано, если дальнейшее использование их в производстве признано временно нецелесообразным.
   
   При консервации и расконсервации основные средства приводятся в состояние, обеспечивающее сохранение технологического оборудования, зданий и сооружений, а также безопасность технического персонала и населения, охрану окружающей среды. Ответственность за сохранность законсервированных объектов несет руководитель предприятия согласно действующему законодательству.
   
   Порядок действий при процедуре консервации состоит из следующих этапов:
   
   • принятие решения о консервации уполномоченным органом предприятия.
   • выдача приказа о создании комиссии по вопросам проведения консервации во главе с руководителем предприятия.
   • составление технико-экономическое обоснование дальнейшей нецелесообразности использования основных средств.
   • составление акта о временном выводе основных средств из эксплуатации и их консервации.
   
   Остановимся подробнее на документальному оформлению процедуры консервации на этих этапах.
   
   Вывод из эксплуатации основных средств в связи с улучшением (для реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других причин) осуществляется на основании распорядительного документа (приказа) руководителя налогоплательщика и других документов, свидетельствующих о выводе таких основных средств из эксплуатации .
   
   В распорядительном документе о консервации объекта (строения) обязательно указываются:
   
   1. причины, обуславливающие принятие решения о консервации;
   2. срок, на который объект (строение) консервируется;
   3. источники финансирования работ и мероприятий по консервации, обеспечивающих сохранность законсервированного объекта (строения);
   4. срок разработки документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (строения) и обеспечения сохранности оборудования, конструкций и материалов;
   5. организация, ответственная за сохранение законсервированного объекта (строения), а также за сохранность оборудования и материалов.
   
    В зависимости от полномочий руководителя, установленных в Уставе предприятия решения о консервации объекта основных средств может быть принято на общем собрании участников (учредителей).
   
   Осуществления любых работ, связанных с ремонтом основных средств без наличия указанных документов не является свидетельством вывода таких основных средств из эксплуатации.

   Финансирование консервации (расконсервации) основных средств может осуществляться за счет:
   
   1. собственных средств предприятий;
   2. средств собственников предприятий или других юридических лиц;
   3. кредитов;
   4. средств, предусмотренных для указанных целей в государственном и местных бюджетах;
   5. сумм амортизационных отчислений, которые начисляются на законсервированные основные фонды второй и третьей группы.
   
   Консервация, содержание и расконсервация основных средств предприятий осуществляется согласно проекту консервации, который утверждается:
   
   • органом, уполномоченным управлять его имуществом, - для предприятий, основанных на государственной собственности;
   • владельцем по согласованию с министерством или другим центральным органом исполнительной власти (по отраслевому принципу) - для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, или Минэкономики, если предприятие занимается деятельностью, касается нескольких отраслей экономики;
   • владельцем (владельцами) - для остальных предприятий.
   
   Для обработки поданных предприятиями предложений по консервации их основных фондов по решению руководителей указанных органов образуются комиссии по вопросам проведения консервации основных фондов.
   
   Для подготовки материалов по консервации основных фондов и временного вывода их из производственного процесса на предприятии создается комиссия по вопросам проведения консервации основных фондов во главе с руководителем (председателем исполнительного органа). Решение о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации выносится этой комиссией и подтверждается «Актом о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации».
   
   Предприятия, основанные на государственной собственности, осуществляющих подготовку и подают для согласования предложения по консервации и расконсервации основных фондов, определения срока и конкретного источника финансирования консервации и расконсервации с соответствующим технико-экономическим обоснованием необходимости проведения консервации в орган, уполномоченный управлять их имуществом, а предприятия, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства (кроме предприятий, основанных на государственной собственности), - до Межведомственной комиссии. Указанные предложения рассматриваются соответствующим органом исполнительной власти или Межведомственной комиссией в течение месяца.
   
   Технико-экономическое обоснование состоит из:
   
   • сведения об основных фондах предприятия, подлежащих консервации: наименование и местонахождение предприятия, орган, уполномоченный управлять имуществом, - для предприятий, основанных на государственной собственности, (наименование собственника (собственников) - для других предприятий), балансовая стоимость;
   • проекта консервации,
   • акт технического состояния основных фондов на момент их консервации;
   • данные об учете основных фондов предприятий с распределением по группам, подлежащих консервации.
   
   Технологической документации по проведению консервации определяются технологические процессы, по которым будет проводиться консервация основных фондов предприятия, обслуживание их в законсервированном состоянии и расконсервация.
   
   После окончания работ, связанных с консервацией составляется акт о принятии основных фондов на консервацию.
   
   Также следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения № 1183 использования законсервированных основных средств в течение установленного срока консервации запрещается.
   
   Досрочная их расконсервация с целью осуществления хозяйственной деятельности или передача другим субъектам хозяйственной деятельности на договорных условиях осуществляется на основании тех документов, что и консервация.
   
   Заметим, что оформление всех вышеназванных документов на предприятиях, для которых требования Положения № 1183 являются рекомендациями необязательно, но они помогут доказать контролирующим органам необходимость консервации, а следовательно, и ее связь с хозяйственной деятельностью предприятия.
   
   Ниже приведены образцы документов, которые могут быть оформлены при консервации основных средств.
   
   
   
    
   
   Аудиторская компания «Престиж-Аудит
   044-229-10-51

Комментариев нет:

Отправить комментарий