вторник, 26 февраля 2013 г.

Ремонты и техническое обслуживание основных средств: налоговый и бухгалтерский учет

  Каждое предприятие, имеющее на балансе основные средства, сталкивается с необходимостью нести расходы по их содержанию и поддержанию в рабочем состоянии. Эти расходы включают в себя и техническое обслуживание, и ремонт, и модернизацию.
Для правильного отражения в учете очень важно правильно квалифицировать те или иные расходы. Попробуем разобраться, какие мероприятия относятся к техническому обслуживанию, а какие к ремонту или модернизации.
   
   
Что такое техническое обслуживание

   
   Техническое обслуживание - это операция или мероприятие, или комплекс операций или мероприятий, направленных на поддержание исправности или работоспособности основного средства. Проведение технического обслуживания не приводит к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта, а направлено на возможность использования объекта по назначению и получение прежних экономических выгод.
   
   На практике не всегда легко определить, куда отнести те или иные расходы, связанные с поддержанием объекта в рабочем состоянии: к ремонту или техническому обслуживанию. Помочь в этом вопросе может имеющаяся на предприятии техническая документация на основные средства. Если это станки или оборудование, в технической документации обычно прописываются необходимые мероприятия, связанные с обслуживанием. Перечень операций по техническому обслуживанию и ремонту дорожных транспортных средств содержится в «Положении о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта», утвержденного приказом Минтранса Украины от 30 марта 1998 г. № 102, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 г. под № 268/2708 ( далее – Положение). Положение регламентирует периодичность проведения различных видов технического обслуживания: ежедневного (ЕО), первого (ТО-1), второго (ТО-2), сезонного, а также примерный перечень операций, относящихся к тому или иному виду работ. В письме Министерства инфраструктуры Украины от 03.02.2012г № 1075/25/10-12 «О разъяснении термина «техническое обслуживание (ТО) автомобиля» приводится разъяснение о разграничении технического обслуживания и ремонта автомобиля. В частности, в письме говорится: «Выполненные работы относятся либо к техническому обслуживанию, либо к ремонту на основании перечней и порядка выполнения работ, регламентированных разработчиком ( производителем) дорожных транспортных средств и их составляющих и (или) по записям, разработанным в инструкциях по эксплуатации и ( или) в сервисных книгах, а также в нормативных документах. Если эксплуатационная документация дорожных транспортных средств отсутствует, отнесение выполненных работ осуществляется согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному приказом Министерства транспорта от 30.03.98 г. № 102, зарегистрированным в Министерстве юстиции 28.04.98 г. под № 268/2708».
   
   Что касается содержания зданий и сооружений, то перечень услуг по обслуживанию указан в «Примерном перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10 августа 2004 г № 150, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 21 августа 2004 г. № 150. Некоторые разъяснения содержатся также в письмах Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 26.01.2005г № 4/3-102 и Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г № 7/7-401
   
   
Бухгалтерский учет технического обслуживания

   
   В соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 31 декабря 1999 г № 318 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 19 января 2000г. под № 27/4248, с изменениями и дополнениями, расходы на содержание и обслуживание основных средств, относятся: 
   
   • в состав себестоимости готовой продукции (счет 23- по основным средствам, непосредственно используемым в производственном процессе);
   • в состав общепроизводственных расходов (счет 91- по основным средствам общепроизводственного назначения);
   • в состав административных расходов (счет 92- по основным средствам общехозяйственного назначения);
   • в состав расходов на сбыт (счет 93- по основным средствам, связанным со сбытом продукции);
   • в состав прочих операционных расходов (счет 94- по объектам социально-культурного назначения). 
   
   
Налоговый учет технического обслуживания

   
   В налоговом учете затраты на техническое обслуживание, технические осмотры относятся к расходам деятельности предприятия. В зависимости от направления использования основных средств, расходы учитываются в составе себестоимости изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с п.138.8 Налогового Кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI ( далее -НКУ), или в составе общепроизводственных, административных, расходов на сбыт, прочих операционных расходов в соответствии с п. п. «г» п. 138.8.5 , п.п. «в» п. 138.10.2 , п.п. «д» п.138.10.3, п.п.138.10.4 статьи 138 НКУ.
   
   
Ремонт и улучшение основных средств

   
   Ремонт- это комплекс мероприятий, направленных на восстановление исправности или работоспособности объекта основных средств. Ремонт может быть текущий и капитальный. Различие между этими видами ремонтов заключается в масштабности и целях ликвидации тех или иных неисправностей. Для правильности отражения в учете классификация видов ремонта не имеет значения. Поэтому и останавливаться на ней мы не будем. А вот отражение в бухгалтерском учете улучшения или модернизации основных средств может отличаться от отражения расходов на ремонт.
   
   Если модернизация, достройка, реконструкция объекта основных средств приводит к увеличению будущих экономических выгод, то имеет место улучшение объекта. Эти затраты должны быть капитализированы.
   
   
Налоговый учет ремонтов и улучшений

   
   Для целей налогового учета не имеет значения масштабность проведенных ремонтных работ. Не важно, приведут эти мероприятия к повышению в будущем экономических выгод от использования объекта улучшений или нет. Налоговый учет ремонтных расходов регулируется п.п. 146.11, 146.12 статьи 146 НКУ. В соответствии с п.п. 146.11 НКУ, первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция), что приводит к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объектов в сумме, превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года с отнесением суммы улучшения на стоимость объекта основного средства, по которому осуществляется ремонт и улучшение. В дальнейшем расходы на проведение ремонта, реконструкции, других видов улучшений основных средств, превышающие 10 процентов совокупной балансовой (остаточной) стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, подлежат амортизации.
   
   В соответствии с п.п. 146.12 НКУ, сумма расходов, связанная с ремонтом и улучшением объектов основных средств, в том числе арендованных или полученных в концессию, или созданных (построенных) концессионером в размере, не превышающем 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, относится к расходам того отчетного налогового периода, в котором такой ремонт и улучшение были осуществлены. Для отнесения на расходы в налоговом учете должны соблюдаться: 10-процентный критерий стоимости ремонта; основные средства, по которым состоялись ремонт или улучшение, должны использоваться в хозяйственной деятельности предприятия.
   
   Для правильного расчета 10-процентного ремонтного лимита необходимо помнить, что в балансовую стоимость основных средств, от которой рассчитывается допустимый ремонтный лимит, не включается стоимость земельных участков, прочих необоротных активов (группы 10-16), непроизводственных основных средств, выведенных из эксплуатации основных средств и малоценных необоротных материальных активов (МНМА). Расходы на ремонт МНМА в полной сумме включается в налоговые расходы предприятия. Хотя это и необоротные активы, однако основными средствами они не являются.
   
   Если на начало года у предприятия не было основных средств, то 10-процентный лимит в течение года будет равен нулю. И если в течение года будет производиться ремонт приобретенных основных средств после первого января отчетного года, или арендованных основных средств, то вся стоимость ремонта должна относиться на увеличение стоимости ремонтируемого объекта с последующей амортизацией. Налоговых ремонтных расходов у предприятия в этом случае не будет. 
   
   Хотелось бы обратить внимание на то, что п.п. 146.11 и 146.12 статьи 146 НКУ вполне определенно предписывают отнесение в налоговые расходы стоимость ремонта основных средств в пределах 10 процентного лимита и отнесение суммы сверх этого предела на увеличение стоимости отремонтированного объекта. Возможность не отнесения в состав расходов стоимость ремонта в пределах лимита не предусмотрена. Конечно, если вся стоимость ремонта будет отнесена на увеличение стоимости объекта основных средств, никаких санкций со стороны налоговых органов не будет, ведь завышения расходов и занижения прибыли в этом случае не будет. Однако, если позже в течение года предприятие все-таки решит воспользоваться лимитной суммой для отнесения в расходы будущих ремонтов, то с такой позицией налоговые органы могут не согласиться, ведь ремонтироваться могут основные средства разных групп с различной нормой амортизации, и амортизация расходов свыше 10 процентного лимита для разных объектов будет отличаться. Таким образом, общая сумма расходов по ремонту и амортизации при не соблюдении хронологии может дать разный результат в налоговом учете. И, хотя ГНСУ в своем письме от 09.07.2012г № 12372/6/15-1216 выразила весьма либеральное отношение к этому вопросу и разъяснила, что налогоплательщик в каждом случае при проведении ремонтных работ сам для себя решает, воспользоваться 10- процентным лимитом для отнесения стоимости ремонтов в расходы или нет, необходимо учитывать, что письмо адресовано конкретному налогоплательщику и не имеет статуса налогового разъяснения. 
   
   
Бухгалтерский учет ремонтов и улучшений

   
   Бухгалтерский учет ремонтов, улучшений регламентируется Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 « Основные средства», утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 27 апреля 2000г, № 92 и зарегистрированным в Минюсте 18 мая 2000г под № 288/4509 ( далее П(С)БУ 7). В соответствии с п.14 и 15 П(С)БУ 7 , первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта ( модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта. Расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включается в состав расходов.
   
   Пункт 14 П(С)БУ 7, по сути, предусматривает альтернативный вариант учета ремонтных затрат, разрешая увеличивать стоимость основных средств на стоимость ремонта по правилам налогового учета. 
   
   Свое решение об избрании метода учета расходов по ремонту основных средств, предприятие отражает в приказе об учетной политике. 
   
   При проведении ремонтных работ, модернизации, часто возникает вопрос: а кто и как должен определять возможность получения или неполучения в будущем экономических выгод? В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003г № 561 сказано, что решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ (направлены они на повышение технико-экономических возможностей : модернизация, достройка, реконструкция объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или направлены на поддержание объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования) принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. В качестве примера приводится замена отдельных важных компонентов (частей) основных средств (двигателей и т.п.). Такая замена может быть отражена, как замена объекта основных средств, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования основных средств, к которым относится этот компонент. В таком случае замена компонента отражается капитальными инвестициями в приобретение нового объекта основных средств и списанием замененного объекта.
   
   Следует учитывать, что одни и те же работы по ремонту основных средств, в различных ситуациях могут быть отражены по-разному. Так, расходы на капитальный ремонт объектов основных средств, признаются расходами отчетного периода. Но такие расходы могут быть признаны и капитальными инвестициями, если цена приобретения актива уже отражает обязательство предприятия осуществить в будущем расходы для приведения актива в состояние, в котором он пригоден для использования. Например, в случае приобретения здания, требующего ремонта, расходы на ремонт увеличивают первоначальную стоимость здания. 
   
   Рассмотрим порядок отражения ремонта основных средств на примерах.
   
   Пример 1. На предприятии имеется грузовой автомобиль, которым производится доставка товара покупателям. Был проведен ремонт этого автомобиля, который заключался в замене двигателя, поскольку по заключению экспертов ремонтировать старый двигатель было нецелесообразно. Первоначальная стоимость автомобиля составляет 400 000 грн. Сумма износа автомобиля на момент проведения ремонта составила 120 000грн. Стоимость нового двигателя и установки 75000 грн. По данным независимой экспертной оценки остаточная стоимость старого двигателя 20 000 грн. Сумма 10-процентного ремонтного лимита составляет 80 000 грн. Порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета представлен в таблице 1. 
   
   Но прежде, чем приступить к отражению операций на счетах бухгалтерского учета, необходимо рассчитать, какая сумма износа ( из общей суммы износа автомобиля) припадает на двигатель:
   
   остаточная стоимость автомобиля 400 000-120 000=280 000 (грн); 
   
   остаточная стоимость двигателя 20 000 (грн) – по данным экспертной оценки;
   
   поскольку отношение остаточной стоимости двигателя к остаточной стоимости автомобиля равно отношению износа двигателя к износу автомобиля, то сумма износа двигателя Х можно рассчитать так: 20 000: 280 000 = Х: 120 000;
   
   Х= (20 000 х 120 000) : 280 000 = 8571,43 (грн)
    
   
Таблица 1

   
№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, грнНалоговый учет,
Расходы
Д-тК-т
1Списан износ, приходящийся на стоимость двигателя1311058 571.43-
2Уменьшена стоимость авто на стоимость списанного двигателя97610520 000.00-
3Отражены расходы на установку нового двигателя, как капвложения15263162 500.0062 500.00*
4НДС в налоговый кредит64163112 500.00 
5Оплачена замена двигателя поставщику63131175 000.00 
6Двигатель введен в эксплуатацию, как отдельный объект учета О.С.10515262 500.00 
   
   *Поскольку ремонтный лимит 80 000 грн, то вся стоимость ремонта в налоговом учете отражается в расходах на сбыт.
   
   Пример 2. На предприятии был проведен ремонт административного здания. Ремонт проводился хозяйственным способом ( некоторые работы выполнялись своими работниками). Для проведения ремонта были закуплены материалы на сумму 35000 грн, в том числе НДС 5833,33.Стоимость услуг сторонних организаций составила 24000 грн, в том числе НДС 4 000 грн. Амортизация основных средств, используемых при проведении ремонтных работ, составила 8 500 грн. Расходы на оплату труда рабочих, занятых ремонтом 18 000 грн, отчисления ЕСВ 6 600 грн. Ремонтный 10-процентный лимит составляет 58 000 грн. 
   
   Отражение в бухгалтерском и налоговом учете представлено в таблице 2.
   
   Общая стоимость ремонтных работ без НДС составила :
   
   1. материалы- 29 166,66 грн;
   2. услуги сторонней организации 20 000 грн;
   3. амортизация основных средств 8 500 грн;
   4. зарплата рабочих 18 000 грн;
   5. начисления на ФОТ (ЕСВ) 6 600 грн;
   
   ИТОГО : 82 266,67 грн
   
   
Таблица 2

   
№ п/пСодержание хозяйственной операцииКорреспонденция счетовСумма, грнНалоговый учет, Расходы
Д-тК-т
1Оприходованы строительные материалы20563129166,67 
2Отражен налоговый кредит по НДС6416315833,33 
3Оплачены материалы63131135000,00 
4Списаны материалы на проведение ремонтных работ9220529166,6729166,67*
5Подписан акт выполненных работ со сторонней организацией9263120000,0020000,00*
6Отражен налоговый кредит по НДС6416314000,00 
7Произведена оплата сторонней организации63131124000,00 
8Начислена амортизация основных средств, используемых в ремонтных работах92131,1328500,008500,00*
9Начислена зарплата рабочим9266118000,00333,33**
10Начислен ЕСВ926516600,00-**
   
   * 29166,67+20000+8500+333,33= 58000 (грн) – сумма 10-процентного лимита.
  
   ** Всю сумму отнести в налоговые расходы уже нельзя, поскольку будет превышен лимит. (18000-333,33+ 6600=24266,67 грн . Эти расходы должны быть отнесены на увеличение стоимости отремонтированного объекта с последующей амортизацией расходов). 

   
   Елена Кротова - независимый аудитор
   специально для Бухгалтер 911

Комментариев нет:

Отправить комментарий