Обязательно начислять заработную плату собственнику (учредителю) предприятия, если он не оформлен по трудовому соглашению, но фактически исполняет обязанности директора, а также в случае полной остановки деятельности предприятия?
Согласно ст. 65 ХКУ управления предприятием осуществляется в соответствии с учредительными документами на основе сочетания прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества и участия в управлении трудового коллектива.
Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы согласно уставу предприятия или других учредительных документов.
Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия.
В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, освобождении его от должности, другие условия найма по согласованию сторон.
Положения о заключении трудового договора содержатся в ст. 21 КЗоТ, согласно которой:
«Трудовой договор есть соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон ».
Как видим, владелец предприятия может самостоятельно без найма руководителя осуществлять управление собственным предприятием: без доверенности действовать от имени предприятия, представлять его интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами, формировать администрацию предприятия и решать вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.
Трудовой договор при этом не заключается, потому что владелец заключает договор с наемными работниками, а сам с собой он его не заключать, потому что нет в этом никакой необходимости.
Таким образом, речь также может не идти об оплате труда - в данном случае отсутствует начисления заработной платы, которая выплачивается владельцем наемному работнику, состоящему в трудовых отношениях с предприятием.
Это касается как деятельности предприятия, так и его бездействия (полной остановки деятельности), если собственник не изменился и не произошли изменения в уставе предприятия или других учредительных документах, которые позволяли ему непосредственно управлять предприятием.
Ольга Донник
Аудитор АФ «Курсор-Аудит»
Людмила Сафонова
Бухгалтер-эксперт
По материалам: Блог "Дт-Кт" | |
Комментариев нет:
Отправить комментарий