пятница, 1 марта 2013 г.

Проверки фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности


Какие документы могут понадобиться при проверке предприятия органом ФСС по ВУТ?
Права и обязанности страховщика установлены ст. 28 Закона от 18.01.2001 г. № 2240. В частности, п. 1–4 ч. 1 указанной статьи предусмотрено право Фонда осуществлять
проверку обоснованности выдачи листков временной нетрудоспособности; получать бесплатно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также от физлиц-предпринимателей сведения об использовании страховых средств; проводить проверку правильности использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, а также у физлиц, использующих наемный труд; получать необходимые пояснения по вопросам, касающимся проверки.
С 11.04.2011 г. вступили в силу постановления Фонда «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок страхователей по средствам Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, принятии решений по их результатам и процедуре обжалования» от 22.12.2010 г. № 29 и «Об утверждении Порядка проведения проверок получателей средств Фонда социального страхования на случай временной утраты трудоспособности целевого назначения, оформления, реализации и обжалования их результатов» от 22.12.2010 г. № 30.
Согласно пп. 3.12 Инструкции № 29 во время проверок страхователей проверяются: полнота и своевременность уплаты и возврата страховых средств страхователям; правомерность назначения и выплаты материального обеспечения застрахованным лицам; правильность расчета среднедневной заработной платы, с которой исчисляются суммы материального обеспечения застрахованным лицам; правомерность заявления и использования страховых средств, которые поступили от органов Фонда; правомерность выдачи и использования путевок на санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей и правильность ведения их учета, своевременность уплаты их частичной стоимости; правильность составления отчетности по средствам Фонда и своевременность ее представления в органы Фонда; соответствие данных бухгалтерского учета данным отчетности по средствам Фонда и данным статистической отчетности и пр.
Раздел 4 Порядка № 30 содержит перечень вопросов для проверки использования страховых средств Фонда по целевому назначению. Пунктом 4.7 этого Порядка предусмотрена проверка наличия документов, которые подтверждают правомерное расходование страховых средств и их использование по целевому назначению.
До 16.06.2011 г. действовала Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, утвержденная постановлением правления ФСС по ВУТ от 26.06.2001 г. № 16 (далее – Инструкция № 16). Согласно пп. 8.2 Инструкции № 16 у страхователей подлежат проверке бухгалтерские документы в части полноты начисления страховых взносов на оплату труда наемных работников, которая включает расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, являющиеся базой для начисления страховых взносов, платежные поручения о перечислении сумм страховых взносов и других платежей на счет Фонда, кассовые документы об уплате частичной (полной) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оплаченных за счет средств Фонда, расходные документы на проведенные выплаты и перечисления, акты расследования несчастных случаев непроизводственного характера (при наличии), соответствие данных финансовых отчетов по средствам Фонда соответствующим балансовым счетам. Проверке подлежат документы за текущий и предыдущий годы, а в случае выявления нарушений или злоупотреблений – за более ранние периоды.
Как видим, только в этом нормативном акте присутствует перечень документов, которые могут понадобиться при проверке, но постановлением правления ФСС по ВУТ от 16.06.2011 г. № 35 Инструкция № 16 была отменена.
Таким образом, действующими нормативными документами, определяющими порядок проведения проверок, перечень вопросов, изучаемых при проведении проверки, являются вышеупомянутые постановления № 29 и № 30 По нашему мнению, при проверке работники Фонда могут продолжать формально руководствоваться Инструкцией № 16, в которой определен более четкий перечень документов, подлежащих проверке. А вот предоставить ли документы по этому перечню или нет – это решать проверяемому лицу.
Ольга Буркун
Аудитор АФ «Курсор-Аудит»

Комментариев нет:

Отправить комментарий