В последнее время Кабмин и подчиненные ему органы все больше внимания уделяют вопросам, связанным с исполнением работодателями требований охраны труда. Во всяком случае, появление ряда новых нормативно-правовых актов по этим вопросам свидетельствует о том, что тем работодателям, которых до сих пор не очень-то интересовало законодательство об охране труда, следует изменить свое отношение к данному вопросу. Надеемся, что им будет полезен и этот материал, в котором проанализированы указанные нормативно-правовые акты.
Расследование несчастных случаев Наиболее важным среди новых документов является Порядок проведения расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 30.11.2011 г. № 1232, который вступил в силу 1 января 2012 года. Следует отметить, что он в основном повторяет действующий ранее Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, который был утвержден постановлением КМУ от 25.08.2004 г. № 1112. Однако знать положения нового Порядка необходимо всем работодателям, ведь неисполнение требований, определенных данным Порядком, может быть чревато последствиями. От того, насколько оперативными и правомерными будут действия работодателя при несчастном случае на производстве, зависит прежде всего здоровье и жизнь пострадавшего, а также своевременность и полнота социальных выплат, предусмотренных законодательством. Если же действия работодателя будут направлены на сокрытие несчастного случая или профессионального заболевания, то это послужит основанием для привлечения к ответственности должностных лиц предприятия. По-прежнему пострадавший или обнаруживший его работник должен немедленно уведомить руководителя работ или другое уполномоченное лицо предприятия и принять меры по оказанию необходимой помощи пострадавшему (п. 8 Порядка № 1232). Действия руководителя при наступлении несчастного случая заключаются в том, что он должен срочно организовать оказание первой неотложной помощи пострадавшему, обеспечить при необходимости его доставку в лечебно-профилактическое учреждение. Следует учесть, что ст. 52 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV содержит важную норму, запрещающую страхователю «совершать какие-либо действия, которые могут привести к принятию им вместе с застрахованным лицом совместного решения, которое может причинить вред этому лицу». Об этом следует помнить, если работник, с которым произошел несчастный случай, откажется от квалифицированной медицинской помощи, а руководитель работ или другое лицо, представляющее работодателя, с этим согласится. В данном случае работодатель будет нести ответственность за вред, причиненный застрахованному лицу, и за нарушение требований законодательства. Также руководитель должен немедленно уведомить работодателя о случившемся, и до прибытия комиссии по расследованию сохранить обстановку на рабочем месте и оборудование в таком состоянии, в котором они были на момент наступления несчастного случая, если это не угрожает другим работникам либо производственному процессу. Следует отметить, что ранее в обязанности руководителя также входило уведомление руководителя первичной организации профсоюза, членом которого является пострадавший, или уполномоченного лица по вопросам охраны труда, если пострадавший не является членом профсоюза. Теперь это должен делать работодатель после того, как он получит уведомление о несчастном случае от лечебно-профилактического учреждения (п. 10 Порядка № 1232). Перечень обязанностей лечебно-профилактических учреждений, в которые обращаются пострадавшие, дополнен обязательством передавать в течение суток с использованием средств связи экстренное уведомление по установленной форме (приложение 1 к Порядку № 1232) территориальному органу Госгорпромнадзора по месту наступления несчастного случая. Работодатель, получив сообщение о несчастном случае, обязан в течение одного часа передать уведомление о несчастном случае по установленной форме (приложение 2 к Порядку № 1232) ФСС от несчастных случаев, расположенного по местонахождению предприятия, на котором случился несчастный случай. В п. 10 Порядка № 1232 также определен срок, в течение которого работодатель должен создать комиссию в составе не менее трех лиц и организовать проведение расследования, — в течение суток после получения уведомления о несчастном случае. Состав комиссии определяется в соответствии с п. 11 указанного Порядка. Работодатель, как и ранее, обязан создать надлежащие условия для работы комиссии (обеспечить помещением, средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, канцелярскими принадлежностями), способствовать работе комиссии в целях своевременного и объективного проведения расследования несчастного случая. Но кроме этого его обязанности дополнены компенсацией расходов, связанных с деятельностью комиссии, а также привлеченных к работе экспертов и других специалистов. Обязанности комиссии по расследованию определены в п. 14 Порядка № 1232. В частности, установлено, что комиссия в течение трех дней обязана не только провести расследование (осуществить все необходимые обследования, собрать письменные пояснения, изучить необходимую документацию и т. п.), но и составить в пяти экземплярах акт проведения расследования несчастного случая по форме Н-5 (приложение 3 к Порядку № 1232) и акт о несчастном случае, связанном с производством, по форме Н-1 (приложение 4 к Порядку № 1232), если несчастный случай признан связанным с производством. В случае выявления острого профессионального заболевания (отравления), связанного с производством, также составляется в шести экземплярах карта учета профессионального заболевания (отравления) по форме П-5 (приложение 5 к Порядку № 1232). Акты по форме Н-5 и Н-1 комиссия должна передать работодателю на утверждение, которому для этого предоставляются только сутки (п. 17 Порядка № 1232). Обращаем внимание также на то, что отдельные случаи подлежат специальному расследованию. Это касается несчастных случаев со смертельным исходом, случаев исчезновения работников при исполнении трудовых (должностных) обязанностей, несчастных случаев, повлекшие тяжкие последствия, и т. п. (п. 36 Порядка № 1232). Проверки органами Госгорпромнадзора Следует учесть, что наступление аварии, смерти работника вследствие несчастного случая или профессионального заболевания может и не закончиться только лишь расследованием в соответствии с Порядком № 1232. Если такие факты имели место на предприятии, то согласно Положению об организации и осуществлении государственного горного надзора, государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и охраны труда в системе Госгорпромнадзора Украины, утвержденное приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 11.08.2011 г. № 826, они служат основанием для проведения внеплановой проверки должностными лицами Госгорпромнадзора Украины. Указанный нормативно-правовой документ вступил в силу с 20 февраля 2012 года. Кроме того, органы Госгорпромнадзора могут проводить плановые проверки, периодичность которых определяется в соответствии со степенью риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере промышленной безопасности и охраны труда, критерии для определения которых утверждены постановлением КМУ от 28.04.2009 г. № 413. Проверки страховыми экспертами по охране труда Страховые эксперты по охране труда в соответствии со ст. 23 Закона № 1105 являются лицами, на которых возлагается исполнение уставных функций и обязанностей ФСС от несчастных случаев. Они имеют право беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проверять знания по охране труда работников предприятий и т. п. Но самое важное то, что страховые эксперты вправе сами составлять протоколы об административных правонарушениях, а также вносить органам Госгорпромнадзора представления о применении административных взысканий или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также о запрете дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, работа на которых угрожает здоровью или жизни работников. До недавнего времени действовало Положение о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением ФСС от несчастных случаев от 15.08.2001 г. № 24. Однако с 3 февраля 2012 года вступило в силу новое Положение о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением ФСС от несчастных случаев от 20.12.2011 г. № 63. Следует отметить, что в новом документе детально определены полномочия страховых экспертов и установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок состояния условий и безопасности труда, а также профилактической работы на предприятиях (раздел VI Положения № 63). В частности, в п. 6.6 данного документа указаны критерии, по которым определяется периодичность проведения плановых проверок субъектов хозяйствования — не чаще одного раза в год, один раз в два года и один раз в пять лет. Так, для того чтобы попасть в перечень субъектов, подлежащих ежегодной проверке, достаточно допустить: - повышение коэффициента частоты травматизма по сравнению со средним показателем по отрасли более чем на 10 процентов; - увеличение количества несчастных случаев на производстве со смертельным исходом по сравнению с предыдущим годом; - увеличение количества профессиональных заболеваний по сравнению с предыдущим годом; - непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством; - наличие фактов несчастных случаев на производстве, по которым работодатель не проводил расследование в соответствии с законодательством. Если же у субъекта хозяйствования имеют место вредные и опасные производственные факторы, но при этом он не соответствует вышеуказанным критериям, его могут проверять раз в два года. С такой же периодичностью будут проверять тех субъектов, у которых в течение последних трех лет возникла тенденция к уменьшению количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Не чаще одного раза в пять лет могут проверяться субъекты, у которых указанные критерии отсутствуют. Срок проведения плановой проверки не может превышать трех рабочих дней. В п. 6.7 Положения № 63 указаны основания для проведения внеплановых проверок, среди которых, в частности, аварии, несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания работников. Такие проверки могут быть проведены также при необходимости контроля за исполнением внесенных страховым экспертом представлений об устранении нарушений законодательства по охране труда, или по просьбе самого субъекта хозяйствования. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать одного рабочего дня. В соответствии с п. 6.16 этого Положения при проведении проверок субъект хозяйствования обязан предоставлять страховому эксперту всю необходимую информацию, пояснения, справки, материалы по вопросам, возникающим в ходе проверок, а при необходимости обеспечивать средствами индивидуальной защиты. При этом важно обратить внимание на перечень вопросов, которые в соответствии с п. 6.17 могут проверяться страховыми экспертами. Этот перечень не является исчерпывающим, ведь он может быть дополнен другими вопросами в зависимости от вида экономической деятельности субъекта хозяйствования и обстоятельств, послуживших причиной проведения проверки. Можно сказать, что с такими возможностями страховые эксперты имеют достаточно высокие шансы найти хотя бы какое-то нарушение и применить штрафные санкций. В случае выявления по результатам плановой или внеплановой проверки нарушений законодательства об охране труда страховым экспертом вносится представление работодателю по форме, приведенной в приложении 1 к Положению № 63. В представлении в обязательном порядке указывается срок предоставления работодателем письменного ответа страховому (главному страховому) эксперту, который будет контролировать исполнение работодателем установленных требований. Страховой эксперт также может вносить представление органам исполнительной власти по надзору за охраной труда о применении административных взысканий или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, а также о запрете дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, работа на которых угрожает здоровью или жизни работников. Форма представления приведена в приложении 2 к Положению. Основания для этого указаны в п. 8.2, а именно: - выявление нарушений законодательства об охране труда; - эксплуатация объекта (рабочего места, участка, цеха), работа на котором угрожает жизни и здоровью работников; - допущение к работам с повышенной опасностью или к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе, лиц, не прошедших соответствующего обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и не обеспеченных средствами индивидуальной защиты; - допущение к работам с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда или к работам, где есть необходимость в профессиональном отборе, лиц, не прошедших предварительный или периодический медицинский осмотр; - нарушение сроков расследования несчастных случаев; - отказ работодателя проводить расследование несчастного случая на производстве или сокрытие от расследования и учета несчастных случаев. Класс профессионального риска тоже под контролем Не следует забывать также о том, что рабочие органы исполнительной дирекции ФСС от несчастных случаев могут проводить проверки достоверности представленных страхователями сведений о видах экономической деятельности. Такие проверки регламентированы новым Порядком отнесения страхователей к классу профессионального риска производства с учетом вида их экономической деятельности и проведения проверок достоверности представленных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основном), утвержденный постановлением правления ФСС от несчастных случаев от 30.11.2010 г. № 30, вступившим в силу с 1 января 2011 года. Они также могут быть плановыми и внеплановыми, а критерии и основания для их проведения определены в разделе IV указанного Порядка. Результаты таких проверок регистрируются в Автоматизированной системе сбора, накопления и обработки данных о страхователях-работодателях и добровольно застрахованных лицах, которая теперь также формируется в соответствии с новым нормативно-правовым документом — Порядком ведения учета показателей для определения класса профессионального риска производства, утвержденным постановлением ФСС от несчастных случаев от 20.12.2011 г. № 59. Данный документ также вступил в силу с 30 января 2012 года. Работодатели должны знать, что в соответствии со ст. 47 Закона № 1105 предприятие может быть отнесено к другому, высшему классу профессионального риска производства в случае систематического нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, вследствие чего повышается риск наступления несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Разумеется, в результате этого предприятие будет обязано начислять единый взнос на социальное страхование в большем размере. Инна Журавская, Татьяна Сушальская По материалам «Бухгалтерия» | |
По материалам: HR-Лига |
четверг, 7 марта 2013 г.
Несчастный случай на предприятии: расследования, проверки, обязанности работодателя
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий