Ведение собственного бизнеса в Украине является делом не из простых. Сегодня я расскажу поэтапно о тех трудностях, с которыми сталкиваются будущие предприниматели, которые намерены зарегистрировать собственную фирму и
получить свидетельство плательщика НДС. Если вы принадлежите к этой категории лиц, то эта статья именно для вас.
Самые первые вопросы, которые возникают перед будущим предпринимателем - это вопросы выбора организационно-правовой формы, названия и местонахождения предприятия. Наиболее распространенной формой ведения бизнеса в Украине является общество с ограниченной ответственностью. В хозяйственном законодательстве различные аспекты деятельности ООО прописаны лучше, чем любых других форм предпринимательства. Количество участников ООО может варьироваться от 1 до 100 человек. При регистрации ООО у вас не возникнет проблем с формированием уставного капитала, ведь его минимальный размер не установлен действующим украинским законодательством. Кроме того, согласно ст. 52 Закона "О хозяйственных обществах" уставной капитал может формироваться не сразу, а в течение года после регистрации. Поэтому если вы хотите создать фирму и начать свою деятельность в кратчайшие сроки, ООО - станет для вас лучшим вариантом.
С выбором названия также не возникнет больших осложнений. Главным требованием при этом является то, что название вашей фирмы не должно совпадать с названием уже существующего предприятия. Если государственный регистратор обнаружит в Едином государственном реестре такое совпадение, это станет основанием для отказа вам в регистрации. А это значит, что вам придется обращаться к нему повторно. Поэтому, чтобы сэкономить собственные силы и время советую проверять наличие названия в ЕГР, тем более, что это можно легко сделать, просто посетив сайт государственного предприятия "Информационно-ресурсный центр" - http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html.
Как видим, первые два вопроса не составляют особых проблем. Более сложным является выбор местоположения для будущего предприятия. Понятно, что далеко не каждый имеет возможность арендовать помещение для осуществления в нем своей деятельности. Количество предприятий все возрастает, чего нельзя сказать о количестве построенных офисных помещений. Это приводит к тому, что сегодня многие фирмы регистрируются по одному и тому же адресу. Отсюда и появление понятия "адрес массовой регистрации", которое означает наличие по одному юридическому адресу нескольких зарегистрированных предприятий. В наше время довольно много фирм предоставляют услуги по продаже адресов длярегистрации предприятий. Однако будьте внимательны! Покупая такой адрес обязательно проверяйте не является ли он адресом массовой регистрации, ведь это может создать для вас много препятствий в дальнейшем осуществлении предпринимательской деятельности. И, прежде всего, - это присвоение станов налоговой. Станы - одна из весомых проблем, с которой довольно часто сталкиваются субъекты хозяйствования. Если ваша фирма фактически отсутствует по юридическому адресу, то налоговая может присвоить вам:
♦ стан 10 - запрос на установление местонахождения (подается налоговой государственному регистратору, который в свою очередь посылает вам письмо с запросом на установление адреса);
♦ стан 23 - местонахождение не установлено;
♦ стан 32 - фактический адрес не установлен, юридический - массовой регистрации.
Следствием присвоения станов является фактически полное парализование деятельности предприятия. Ведь после этого вы не сможете ни открыть счет в банке, ни сдавать отчеты, ни получить справку 4-ОПП, так же, как и свидетельство плательщика НДС. Присвоение стана является основанием для аннулирования указанного свидетельства. Итак, еще раз подчеркиваю: будьте внимательны при выборе адреса местонахождения вашего будущего предприятия!
Не менее весомым вопросом является процедура получения свидетельства НДС. Здесь перед новосозданной фирмой возникает еще больше осложнений. Для большинства получение желаемого свидетельства кажется вообще нереальным, чем-то из сферы "сверхестественного". Попробую указать на все подводные камни, которые могут постичь вас на этом пути.
Помним, что статья 181 Налогового кодекса говорит о том, что для регистрации плательщиком НДС, предприятие должно осуществить объем поставок товаров / услуг за последние 12 календарных месяцев в размере 300 тысяч гривен. Говорить о сложности осуществления такого оборота для новосозданных предприятий, как впрочем и для других, на мой взгляд, является излишним. Правда законодатели проявили "отзывчивость" и добавили к этой норме еще одну, которая гласит о так называемой "добровольной регистрации плательщиком НДС". Согласно статье 182 Налогового кодекса в порядке добровольной регистрации получить свидетельство могут те предприятия, у которых:
♦ объемы поставки товаров / услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев составляют не менее 50% общего объема поставок;
либо:
♦ уставной капитал или балансовая стоимость активов превышает 300 тысяч гривен.
Но опять же: не так просто фирме, не будучи плательщиком НДС, осуществить 50% объемов поставок предприятиям, которые являются такими плательщиками. Более того, вновь созданные юридические лица этого сделать вообще не могут, ведь им сначала нужно не менее 12 календарных месяцев осуществлять свою деятельность. Такое разъяснение этой нормы дает в одном из своих писем ГНАУ: "начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставок товаров / услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость по добровольному решению в случае, если одновременно:
- зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 месяцев;
- за последние 12 календарных месяцев объем поставок товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставок" (письмо № 4021/7/16-1417 от 14.02.2011).
Что же касается второго варианта (формирование уставного капитала в 300 тыс. грн.), то он представляется не менее сложным, учитывая еще и то, что обществам необходимо иметь документальное подтверждение финансового состояния учредителей относительно их способности осуществить соответствующие вложения. А налоговая, в свою очередь, может обратиться к предприятию с запросом о подтверждении достоверности сведений об уставном капитале. Об этом говорится еще в одном письме ГНАУ от 01.11.2011 г. N 4893/7/15-3317.
Есть ли выход из этой, казалось бы, слишком сложной ситуации? Ответ будет - да. Этот выход предприятия находят, обращаясь к различным юридических фирмам, предоставляющим услуги по созданию оборота в 300 тысяч гривен. Однако, если вы намерены призвать на помощь таких юристов, советую быть очень осторожными, поскольку они довольно часто совершают эту процедуру с нарушением норм законодательства. Речь идет о создании оборота путем осуществления предоплаты за товар или услугу. Подчеркиваю: предоплата не является поставкой товаров или услуг! Согласно Налоговому кодексу осуществления операции по поставке обязательно предполагает передачу права на распоряжение товарами как собственник или на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы. Однако получение предоплаты за товары / услуги с последующим ее возвращением не влечет за собой передачу права и поэтому не может считаться поставкой. Но именно объема поставки требует от нас Налоговый кодекс! Поэтому получениесвидетельства НДС по такой схеме приводит к достаточно быстрому его аннулированию налоговыми органами. И тут уж ничего не поделаешь, приходится снова искать выход из ситуации.
И, пожалуй, единственным таким выходом является создание оборота с соблюдением всех требований законодательства, то есть с реальной поставкой товаров или услуг. Попробую кратко описать эту схему. Предприятие А оказывает услугу (например маркетинг) предприятию В, последнее выплачивает за нее сумму в 310 тысяч гривен. В свою очередь предприятие В оказывает иную услугу (например рекламу) предприятию С и также получает за нее соответствующую сумму. Такая же сделка происходит между предприятиями С и А. Каждая операция по поставке подтверждается договорами о предоставлении услуг, актами приема-передачи работ и выписками из банка. В случае, если одно из трех предприятий не имеет суммы в 300 тысяч гривен для расчета, ее можно получить, заключив договор возвратной финансовой помощи. То есть указанные средства можно одолжить у любого физического лица.
Здесь есть еще один нюанс. Для осуществления оборота указанным способом надо, чтобы среди видов деятельности предприятия, которые содержатся в справке из ЕГРПО, были те, с помощью которых будет осуществляется оборот (например, рекламная деятельность). Кроме того, эта услуга обязательно должна относиться к услугам, облагаемым НДС. Перечень таких услуг вы можете найти в п. 186.3 Налогового кодекса.
После осуществления указанной операции у вас будет все необходимое для того, чтобы получить заветное свидетельство: договор, акт о предоставлении услуги и выписка из банка о совершенном обороте. Именно эти документы необходимо приложить к заявлению о получении свидетельства НДС (заявление по форме 1-НДС) при подаче в налоговую. К этому стоит лишь добавить, что здесь не обойдется и без "представительских расходов" с вашей стороны, которые сейчас составляют ни много, ни мало - от 2000 до 3000 у.е. Что поделаешь, такая уж практика сотрудничества с государственными органами в нашей стране. А без этого вы подвергаетесь опасности получить формальный отказ в регистрации плательщиком НДС. Случаи таких отказов не являются редкостью, ведь для налоговой, которая пытается всеми способами пополнить государственную казну, они выгодны. Об этом можно сделать вывод, читая п. 183.10 статьи 183 НК: "Любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации как плательщик налога, и в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей статьей, не подало в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения". Таким образом, вовремя не зарегистрировавшись, вы будете нести налоговые обязательства, однако налоговый кредит не получите. Хорошо придумано, не так ли? Поэтому советую вам создавать оборот, только если вы уверены в том, что сможете получить свидетельство в налоговой.
На этом, пожалуй, буду завершать свою статью. Как видим, современному украинскому бизнесу трудно живется. Для того, чтобы начать собственное дело, нужно не только знать все нюансы современного законодательства, но и запастись силами и терпением. Желаю вам успехов в реализации всех замыслов!
Юрист
Гаврилюк Ирина
получить свидетельство плательщика НДС. Если вы принадлежите к этой категории лиц, то эта статья именно для вас.
Самые первые вопросы, которые возникают перед будущим предпринимателем - это вопросы выбора организационно-правовой формы, названия и местонахождения предприятия. Наиболее распространенной формой ведения бизнеса в Украине является общество с ограниченной ответственностью. В хозяйственном законодательстве различные аспекты деятельности ООО прописаны лучше, чем любых других форм предпринимательства. Количество участников ООО может варьироваться от 1 до 100 человек. При регистрации ООО у вас не возникнет проблем с формированием уставного капитала, ведь его минимальный размер не установлен действующим украинским законодательством. Кроме того, согласно ст. 52 Закона "О хозяйственных обществах" уставной капитал может формироваться не сразу, а в течение года после регистрации. Поэтому если вы хотите создать фирму и начать свою деятельность в кратчайшие сроки, ООО - станет для вас лучшим вариантом.
С выбором названия также не возникнет больших осложнений. Главным требованием при этом является то, что название вашей фирмы не должно совпадать с названием уже существующего предприятия. Если государственный регистратор обнаружит в Едином государственном реестре такое совпадение, это станет основанием для отказа вам в регистрации. А это значит, что вам придется обращаться к нему повторно. Поэтому, чтобы сэкономить собственные силы и время советую проверять наличие названия в ЕГР, тем более, что это можно легко сделать, просто посетив сайт государственного предприятия "Информационно-ресурсный центр" - http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html.
Как видим, первые два вопроса не составляют особых проблем. Более сложным является выбор местоположения для будущего предприятия. Понятно, что далеко не каждый имеет возможность арендовать помещение для осуществления в нем своей деятельности. Количество предприятий все возрастает, чего нельзя сказать о количестве построенных офисных помещений. Это приводит к тому, что сегодня многие фирмы регистрируются по одному и тому же адресу. Отсюда и появление понятия "адрес массовой регистрации", которое означает наличие по одному юридическому адресу нескольких зарегистрированных предприятий. В наше время довольно много фирм предоставляют услуги по продаже адресов длярегистрации предприятий. Однако будьте внимательны! Покупая такой адрес обязательно проверяйте не является ли он адресом массовой регистрации, ведь это может создать для вас много препятствий в дальнейшем осуществлении предпринимательской деятельности. И, прежде всего, - это присвоение станов налоговой. Станы - одна из весомых проблем, с которой довольно часто сталкиваются субъекты хозяйствования. Если ваша фирма фактически отсутствует по юридическому адресу, то налоговая может присвоить вам:
♦ стан 10 - запрос на установление местонахождения (подается налоговой государственному регистратору, который в свою очередь посылает вам письмо с запросом на установление адреса);
♦ стан 23 - местонахождение не установлено;
♦ стан 32 - фактический адрес не установлен, юридический - массовой регистрации.
Следствием присвоения станов является фактически полное парализование деятельности предприятия. Ведь после этого вы не сможете ни открыть счет в банке, ни сдавать отчеты, ни получить справку 4-ОПП, так же, как и свидетельство плательщика НДС. Присвоение стана является основанием для аннулирования указанного свидетельства. Итак, еще раз подчеркиваю: будьте внимательны при выборе адреса местонахождения вашего будущего предприятия!
Не менее весомым вопросом является процедура получения свидетельства НДС. Здесь перед новосозданной фирмой возникает еще больше осложнений. Для большинства получение желаемого свидетельства кажется вообще нереальным, чем-то из сферы "сверхестественного". Попробую указать на все подводные камни, которые могут постичь вас на этом пути.
Помним, что статья 181 Налогового кодекса говорит о том, что для регистрации плательщиком НДС, предприятие должно осуществить объем поставок товаров / услуг за последние 12 календарных месяцев в размере 300 тысяч гривен. Говорить о сложности осуществления такого оборота для новосозданных предприятий, как впрочем и для других, на мой взгляд, является излишним. Правда законодатели проявили "отзывчивость" и добавили к этой норме еще одну, которая гласит о так называемой "добровольной регистрации плательщиком НДС". Согласно статье 182 Налогового кодекса в порядке добровольной регистрации получить свидетельство могут те предприятия, у которых:
♦ объемы поставки товаров / услуг другим плательщикам НДС за последние 12 календарных месяцев составляют не менее 50% общего объема поставок;
либо:
♦ уставной капитал или балансовая стоимость активов превышает 300 тысяч гривен.
Но опять же: не так просто фирме, не будучи плательщиком НДС, осуществить 50% объемов поставок предприятиям, которые являются такими плательщиками. Более того, вновь созданные юридические лица этого сделать вообще не могут, ведь им сначала нужно не менее 12 календарных месяцев осуществлять свою деятельность. Такое разъяснение этой нормы дает в одном из своих писем ГНАУ: "начиная с 1 января 2011 года лицо, объем поставок товаров / услуг которого не превышает 300 тыс. грн., может зарегистрироваться как плательщик налога на добавленную стоимость по добровольному решению в случае, если одновременно:
- зарегистрировано субъектом хозяйствования не менее 12 месяцев;
- за последние 12 календарных месяцев объем поставок товаров / услуг другим плательщикам налога на добавленную стоимость совокупно составляет 50 и более процентов общего объема поставок" (письмо № 4021/7/16-1417 от 14.02.2011).
Что же касается второго варианта (формирование уставного капитала в 300 тыс. грн.), то он представляется не менее сложным, учитывая еще и то, что обществам необходимо иметь документальное подтверждение финансового состояния учредителей относительно их способности осуществить соответствующие вложения. А налоговая, в свою очередь, может обратиться к предприятию с запросом о подтверждении достоверности сведений об уставном капитале. Об этом говорится еще в одном письме ГНАУ от 01.11.2011 г. N 4893/7/15-3317.
Есть ли выход из этой, казалось бы, слишком сложной ситуации? Ответ будет - да. Этот выход предприятия находят, обращаясь к различным юридических фирмам, предоставляющим услуги по созданию оборота в 300 тысяч гривен. Однако, если вы намерены призвать на помощь таких юристов, советую быть очень осторожными, поскольку они довольно часто совершают эту процедуру с нарушением норм законодательства. Речь идет о создании оборота путем осуществления предоплаты за товар или услугу. Подчеркиваю: предоплата не является поставкой товаров или услуг! Согласно Налоговому кодексу осуществления операции по поставке обязательно предполагает передачу права на распоряжение товарами как собственник или на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы. Однако получение предоплаты за товары / услуги с последующим ее возвращением не влечет за собой передачу права и поэтому не может считаться поставкой. Но именно объема поставки требует от нас Налоговый кодекс! Поэтому получениесвидетельства НДС по такой схеме приводит к достаточно быстрому его аннулированию налоговыми органами. И тут уж ничего не поделаешь, приходится снова искать выход из ситуации.
И, пожалуй, единственным таким выходом является создание оборота с соблюдением всех требований законодательства, то есть с реальной поставкой товаров или услуг. Попробую кратко описать эту схему. Предприятие А оказывает услугу (например маркетинг) предприятию В, последнее выплачивает за нее сумму в 310 тысяч гривен. В свою очередь предприятие В оказывает иную услугу (например рекламу) предприятию С и также получает за нее соответствующую сумму. Такая же сделка происходит между предприятиями С и А. Каждая операция по поставке подтверждается договорами о предоставлении услуг, актами приема-передачи работ и выписками из банка. В случае, если одно из трех предприятий не имеет суммы в 300 тысяч гривен для расчета, ее можно получить, заключив договор возвратной финансовой помощи. То есть указанные средства можно одолжить у любого физического лица.
Здесь есть еще один нюанс. Для осуществления оборота указанным способом надо, чтобы среди видов деятельности предприятия, которые содержатся в справке из ЕГРПО, были те, с помощью которых будет осуществляется оборот (например, рекламная деятельность). Кроме того, эта услуга обязательно должна относиться к услугам, облагаемым НДС. Перечень таких услуг вы можете найти в п. 186.3 Налогового кодекса.
После осуществления указанной операции у вас будет все необходимое для того, чтобы получить заветное свидетельство: договор, акт о предоставлении услуги и выписка из банка о совершенном обороте. Именно эти документы необходимо приложить к заявлению о получении свидетельства НДС (заявление по форме 1-НДС) при подаче в налоговую. К этому стоит лишь добавить, что здесь не обойдется и без "представительских расходов" с вашей стороны, которые сейчас составляют ни много, ни мало - от 2000 до 3000 у.е. Что поделаешь, такая уж практика сотрудничества с государственными органами в нашей стране. А без этого вы подвергаетесь опасности получить формальный отказ в регистрации плательщиком НДС. Случаи таких отказов не являются редкостью, ведь для налоговой, которая пытается всеми способами пополнить государственную казну, они выгодны. Об этом можно сделать вывод, читая п. 183.10 статьи 183 НК: "Любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации как плательщик налога, и в случаях и в порядке, предусмотренных настоящей статьей, не подало в орган государственной налоговой службы регистрационное заявление, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения". Таким образом, вовремя не зарегистрировавшись, вы будете нести налоговые обязательства, однако налоговый кредит не получите. Хорошо придумано, не так ли? Поэтому советую вам создавать оборот, только если вы уверены в том, что сможете получить свидетельство в налоговой.
На этом, пожалуй, буду завершать свою статью. Как видим, современному украинскому бизнесу трудно живется. Для того, чтобы начать собственное дело, нужно не только знать все нюансы современного законодательства, но и запастись силами и терпением. Желаю вам успехов в реализации всех замыслов!
Юрист
Гаврилюк Ирина
Комментариев нет:
Отправить комментарий