понедельник, 18 марта 2013 г.

В каком порядке облагаются налогом бонусы (премии)?


Бонусы (премии) уже давно вошли в экономическую жизнь украинских предприятий и широко используются на практике, однако ни один действующий нормативно-правовой акт Украины не дает определения этому понятию. В связи с этим у бухгалтера
возникают определенные трудности относительно налогообложения таких выплат.
   
   В данной консультации речь пойдет о бонусах и премии, не рассматриваются как скидка к цене товара.
   
   Следует отметить, что до принятия НКУ бонусы расценивались налоговым органом как безвозвратная финансовая помощь, которая в полном объеме должна отражаться в составе валовых (налоговых) доходов (см., например, вопрос-ответ в «Единой базе налоговых знаний»).
   
   Время, поставщикам, которые насчитывали и выплачивали бонусы, было очень рискованным отнести их суммы в состав валовых (налоговых) расходов, поскольку предоставленная безвозвратная финансовая помощь не относится к составу расходов в налоговом учете.
   
   Соответственно, поскольку бонус классифицировался как безвозвратная финансовая помощь, он не был объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
   
   Однако, судебная практика свидетельствует о том, что налоговый орган предпринимал попытки, и даже иногда успешные, вистоюваты позицию, что бонусы являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
   
   Со вступлением в силу НКУ ситуация не только не прояснилась, но даже несколько ухудшилась в части обложения налогом на добавленную стоимость.
   
   Это связано с определением понятия «поставка услуг», под которым согласно пп. 14.1.185 НКУ понимаются любые операции, не является поставкой товаров.
   
   Для сравнения, п. 1.4 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее - Закон о НДС) определялось, что поставка услуг - это любые операции гражданско-правового характера с выполнение работ, оказание услуг, предоставление права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами, а также по поставке любых других, чем товары, объектов собственности за компенсацию, а также операции по безвозмездному выполнению работ, оказанию услуг.
   
   То есть Закон о НДС позволял утверждать, что бонусы, которые в то время рассматривались как безвозвратная финансовая помощь, не являются объектом налогообложения, поскольку не ответствуют определению поставки товаров и услуг.
   
   В связи с изменением определения поставки услуг в НКУ, налогообложения бонусов налогом на добавленную стоимость стало непонятным. С целью получения разъяснения по этому вопросу, некоторые налогоплательщики обращались в налоговый орган. На одно из таких обращений в «Единой базе налоговых знаний» содержится ответ налогового органа.
   
   В частности, налоговики отвечают: «порядок отражения в налоговом учете операций по предоставлению вознаграждения (бонуса) покупателю от поставщика в связи с достижением покупателем необходимого объема приобретения продукции у такого поставщика можно определить после ознакомления с первичными документами», и советуют обратиться в орган ГНС по местонахождению налогоплательщика и предоставить к рассмотрению первичные документы.
   
   Недавно налоговый орган выразил мнение относительно понятия «бонус» и его налогообложения в обобщающих налоговых консультации относительно отнесения расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов, утвержденной приказом от 15.02.2012 г. № 123 (далее - УПК № 123), что является обнародованной позицией налогового органа.
   
   Так, в УПК № 123 налоговый орган, в частности, отмечает, что уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, которые приобретают товары у поставщика и осуществляют их сбыт (дистрибьюторы), является методом продвижения товаров поставщика на рынке, что, в свою очередь, является маркетингом.
   
   На основании таких соображений налоговый орган пришел к выводу, что поскольку бонусы являются маркетингом (маркетинговыми услугами), то они могут быть включены поставщиком, который их начисляет и уплачивает, в состав налоговых расходов на сбыт.
   
   При этом, чтобы отнести бонусы в состав расходов, в договоре между поставщиком и покупателем (реализатором, дилером и т.п.) должна быть предусмотрена оплата рекламных, маркетинговых услуг, в том числе мотивационных выплат. Кроме того, начисление и выплата бонусов должны быть подтверждены надлежащим образом оформленными первичными документами.
   
   Таким образом, комплексный анализ УПК № 123 дает возможность сделать вывод, что бонусы являются мотивационными выплатами, которые выплачиваются за предоставленные покупателем (реализатором, дилером и т.п.) маркетинговые услуги.
   
   Соответственно, в налоговом учете получателя полученные бонусы должны отражаться как предоставленные маркетинговые услуги: включаться в состав операционных доходов (пп. 135.4.1 НКУ) по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг (п. 137.1 НКУ).
   
   Что касается налогообложения бонусов налогом на добавленную стоимость, то, по нашему мнению, поскольку УПК № 123 приравнивает бонусы к маркетинговых услуг, такие бонусы должны облагаться налогом по аналогии с предоставленными маркетинговых услуг.
   
   Так, согласно п. 185.1 НКУ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 НКУ.
   
   Местом поставки услуг согласно п. 186.4 НКУ является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в п. 186.2 и п. 186.3 этой статьи.
   
   Маркетинговые услуги не вошли в перечень услуг, определенных п. 186.2 и 186.3 НКУ, а значит место поставки маркетинговых услуг определяется по месту регистрации поставщика таких услуг.
   
   Итак, маркетинговые услуги (полученные бонусы), которые предоставляются предприятием - резидентом Украины как резидентам, так и нерезидентам, облагаются налогом на добавленную стоимость по общей ставке, определенной в пп. «А» п. 193.1 НКУ.
   
   Таким образом, на сумму полученных бонусов от поставщиков (как резидентов, так и нерезидентов) у предприятия возникает налоговое обязательство по налогу на добавленную стоимость.
   
   Дата возникновения налоговых обязательств будет определяться согласно п. 189.1 НКУ по «правилу первого события»: либо по дате зачисления бонусов на расчетный счет предприятия, либо по дате оформления документа, подтверждающего факт оказания маркетинговых услуг (начисление бонусов).
   
   Соответственно, поставщик, начисляет бонусы, на основании полученной налоговой накладной от покупателя (дилера, реализатора и т.п.), получил бонусы, имеет право отнести суммы НДС в состав налогового кредита.
   
   Вместе с тем, не исключена возможность того, что, поскольку в УПК № 123 налоговый орган не вспоминает о порядке налогообложения бонусов НДС, он может не согласиться с отнесением сумм НДС с суммы начисленных бонусов в состав налогового кредита поставщика, который насчитал такие бонусы.
    
   
   Светлана Петрова
   аудитор Аудиторская группа «Гарантия-Аудит»
   
   Дата подготовки 28.04.2012

По материалам: ЛИГА: ЗАКОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий