четверг, 21 марта 2013 г.

Штрафные санкции за самостоятельное отчуждение активов, находящихся в налоговом залоге


Суть дела. В январе 2005 г. Общество обратилось в суд с иском к МГНИ, в котором просило признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение. Исковые требования обосновало тем, что при проведении документальной проверки Общества ответчик неправомерно начислил ему налоговое обязательство в виде
штрафных санкций на основании пп. 17.1.8 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) за самостоятельное отчуждение активов, находящихся в налоговом залоге и требующих обязательного предварительного соглашения налогового органа на такое отчуждение. Хозяйственный суд Николаевской области постановлением от 25.09.2007 г. в удовлетворении иска отказал.
Одесский апелляционный административный суд постановлением от 05.08.2009 г. решение суда первой инстанции отменил и принял новое — об удовлетворении исковых требований. Признал противоправным и отменил налоговое уведомление-решение МГНИ.
Высший административный суд Украины постановлением от 05.07.2012 г. отменил решение апелляционного суда и оставил в силе постановление суда первой инстанции. Отменяя постановление апелляционного суда и оставляя в силе постановление суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на пп. «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181, Высший административный суд Украины пришел к выводу, что операции по использованию ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, подлежат письменному согласованию с налоговым органом налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге.
Поскольку Общество этого не сделало, то МГНИ правомерно применила к нему штрафные санкции согласно пп. 17.1.8 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181, и Высший административный суд Украины отметил, что отдельное гражданско-правовое соглашение подлежит согласованию с налоговым органом.
Не согласившись с определением суда, Общество обратилось с заявлением о его пересмотре Верховным Судом Украины на основании неодинакового применения Высшим административным судом Украины пп. 8.2.2 п. 8.2 и пп. «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 и пп. 17.1.8 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181. Для обоснования заявления Общество приложило копии определений Высшего административного суда Украины от 12.02.2008 г., 28.02.2008 г. и 28.05.2008 г. (дела № К-9886/06, К-8607/06, К-11428/06 соответственно), которые, по его мнению, подтверждают неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.
Решение суда. Верховный Суд Украины, поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее. Суды предыдущих инстанций установили, что истец в период с апреля 2002 г. по февраль 2003 г. без предварительного согласования с налоговым органом заключил договоры на уступку права требования долга в пользу других субъектов предпринимательской деятельности.
В соответствии с требованиями Закона № 2181 налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, осуществляет свободное распоряжение ими, за исключением операций, требующих получения предварительного согласия налогового органа. Перечень таких операций приведен в пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 этого Закона.
В частности, письменному согласованию с налоговым органом подлежат операции купли или продажи, других видов отчуждения или аренды (лизинга) недвижимого и движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, за исключением имущества, имущественных и неимущественных прав, используемых в предпринимательской деятельности налогоплательщика (других видах деятельности, которые по условиям налогообложения приравниваются к предпринимательской), а именно: готовой продукции, товаров и товарных запасов, работ и услуг за денежные средства по ценам не ниже обычных.
Согласно пп. 8.6.5 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181, корреспондирующему с пп. 5.5 п. 5 Порядка № 338 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений), для своевременного согласования операций с активами налогоплательщика руководитель налогового органа назначает из числа должностных лиц такого налогового органа налогового управляющего. Для согласования отдельной операции на основании соответствующего гражданско-правового соглашения налогоплательщик подает налоговому управляющему запрос, в котором разъясняются содержание операции и финансово-экономические последствия ее проведения. Налоговый управляющий имеет право выдать предписание о запрете осуществления такой операции в случае, если по его выводам ценовые условия и/или формы расчета по такой операции приведут к снижению способности налогоплательщика своевременно или в полном объеме погасить налоговый долг.
Следовательно, каждое соответствующее гражданско-правовое соглашение подлежит согласованию с налоговым управляющим путем подачи запроса с соответствующим разъяснением.
Что касается применения штрафных санкций за осуществление операций по отчуждению векселя без письменного согласования с налоговым органом, коллегия судей исходит из нижеизложенного.
В рассматриваемом деле суды предыдущих инстанций установили, что Общество также осуществило операцию по отчуждению векселя.
В соответствии со ст. 21 Закона о ценных бумагах (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) вексель — это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).
Согласно пп. «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181 к операциям, подлежащим письменному согласованию с налоговым органом, относятся операции по использованию объектов недвижимого или движимого имущества, имущественных или неимущественных прав, денежных средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также ценных бумаг, удостоверяющих отношения долга, предоставление гарантий, поручительств, уступку права требования и перевода долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов.
Векселя третьих лиц, полученные предприятием в качестве расчета за проданный товар, в финансовом учете отражаются в активе баланса и показывают задолженность покупателей, заказчиков и других дебиторов за отгруженную продукцию (товары), другие активы, выполненные работы и предоставленные услуги, обеспеченные векселями. Следовательно, векселя, обеспечивающие отношения долга третьих лиц перед предприятием, являются активами (оборотными активами) такого предприятия.
Операция по обмену активами является отчуждением. Отчуждение — это продажа, дарение, мена.
Таким образом, отчуждение (использование) векселей без согласования с налоговым органом является нарушением норм пп «б» пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 2181 и приводит к применению штрафных санкций в размере суммы такого отчуждения, определенной по обычным ценам.
Учитывая изложенное, Верховный Суд Украины отказал Обществу в удовлетворении заявления.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

  • Закон о ценных бумагах — Закон Украины от 18.06.91 г. № 1201-XII «О ценных бумагах и фондовой бирже» (утратил силу)
  • Закон № 2181 — Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (утратил силу)
  • Порядок № 338 — Порядок применения налогового залога органами государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНА Украины от 28.08.2001 г. № 338 (утратил силу)

Комментариев нет:

Отправить комментарий