понедельник, 15 апреля 2013 г.

Ответы на вопросы "горячей" телефонной линии на тему уплаты НДС


21 марта 2013 в редакции журнала «Вестник налоговой службы Украины» состоялась «горячая» телефонная линия по вопросам уплаты НДС в условиях новых методов его администрирования. Сеанс телефонной связи провела заместитель начальника отдела специальных режимов налогообложения и информационно-аналитической работы
Управления администрирования налога на добавленную стоимость и контроля за правомерностью бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины Наталья Кузьмина.
   
   Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время телефонной линии.
    
   Ответственность за непредставление Реестра выданных и полученных налоговых накладных
    
   1. Какая ответственность предусмотрена за непредставление или несвоевременное представление в орган ГНС Реестра выданных и полученных налоговых накладных?
   
   Форма и порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных утвержден приказом Минфина Украины от 17.12.2012 г. № 1340 (далее - Порядок № 1340).
   
   Реестр выданных и полученных налоговых накладных (далее - Реестр) является формой для записи (регистрации) выданных и полученных налоговых накладных, внедрение которого обусловлено требованиями п. 201.15 ст. 201 Налогового кодекса (п. 1 Порядка № 1340). Указано, что Реестр является основой для отражения сводных результатов учета операций по поставке и приобретению товаров / услуг в налоговых декларациях по НДС.
   
   Реестр ведется в электронном виде в формате, утвержденном центральным органом налоговой службы, и по собственному желанию плательщика - в бумажном виде.
   
   Налоговым кодексом и Порядком № 1340 установлена ​​обязанность представления плательщиками НДС органа ГНС ​​копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде в сроки, предусмотренные для представления налоговой отчетности (календарный месяц), в том числе для которых установлен отчетный налоговый период - квартал.
   
   За невыполнение требований относительно ведения Реестра предусмотрено применение административного штрафа к налогоплательщику согласно ст. 1631 Кодекса об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X, которой предусмотрено, что отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, представление которых предусмотрено законами Украины, влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
   
   Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
   
   Пунктом 44.1 ст. 44 Налогового кодекса предусмотрено, что для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
   
   Согласно п. 46.1 ст. 46 настоящего Кодекса приложения к налоговой декларации, подаваемой налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и / или уплата налогового обязательства, является ее неотъемлемой частью.
   
   Непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации или расчетов, если их представление предусмотрено законом, является основанием для проведения документальной внеплановой проверки (пп. 78.1.2 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса).
   
   Следовательно, непредставление или несвоевременное представление Реестра может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки плательщика НДС и применения в соответствующих случаях штрафных (финансовых) санкций в порядке и размерах, определенных главой 11 раздела II Налогового кодекса.
    
   Заполнение Реестра полученных и выданных налоговых накладных
    
   2. Банк при осуществлении межбанковского перевода средств производит комиссию и предоставляет выписку на сумму комиссии (иногда их количество составляет более 10 шт.). Можно в Реестр заносить одной суммой за день или месяц данные из нескольких выписок?
   
   Согласно обобщающее налоговое консультации по использованию банковских выписок как первичных документов, утвержденной приказом ГНС Украины от 05.07.2012 г., выписка из лицевого счета клиента банка может служить как документ, подтверждающий сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, по условии указания в ней информации о предоставлении банком таких услуг, сумм операций и заполнения обязательных реквизитов.
   
   Аналогичную позицию по этому вопросу изложены в письмах Нацбанка Украины от 11.04.2012 г. № 12-109/658-3917 и ГНС Украины от 07.05.2012 г. № 7912/6/15-1415.
   
   Форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных и Порядок его ведения утверждены приказом № 1340.
   
   Документы (полученные налоговые накладные, расчеты корректировки, товарные чеки или другие расчетные документы, транспортный билет, гостиничный счет, кассовые чеки, первичные документы, составленные в соответствии с Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине », подтверждающие факт получения таких товаров / услуг и т.п.), на основании которых осуществляется учет операций по приобретению товаров / услуг, отражаются в разделе II этого Реестра.
   
   Особенности заполнения некоторых граф раздела II Реестра предусмотрено п. 2 раздела IV Порядка № 1340.
   
   Так, проставляется номер записи документа, удостоверяющего факт приобретения товаров. Номер записи переносится на указанный документ. В графы 3, 4 переносятся соответствующие реквизиты такого документа.
   
   Итак, сведено ведения записей в разделе II Реестра за несколькими документами, которые подтверждают факт получения (приобретения) товаров / услуг Порядком № 1340, не предусмотрено, и, кроме того, внесения в Реестр информации несколькими документами исключает заполнения граф 3, 4 этого Реестра , которое является обязательным.
   
   Учитывая вышеупомянутое, в Реестр полученных налоговых накладных нельзя вносить записи одной строкой, сформированные на основании сводных данных нескольких отдельных документов (в частности, нескольких выписок банка), независимо от периодичности возведения таких документов (один раз в день или раз в месяц). А потому в указанной в вопросе ситуации записи в Реестр полученных налоговых накладных должны быть внесены отдельной строкой по каждой полученной выпиской.
   
   Вместе с тем следует учитывать, что сводные результаты налогового учета Реестра являются основой для их отражения в налоговых декларациях по НДС.
    
   Налоговый кредит при строительстве дома для должностных лиц
    
   3. Бюджетное учреждение (воинская часть) финансируется из государственного бюджета и зарегистрировано плательщиком НДС. В смете по спецфонду учреждения предусмотрены средства на финансирование строительства многоквартирного дома для проживания военнослужащих. Строительство осуществляется подрядным способом и частично собственными силами. Вправе учреждение на включение в налоговый кредит сумм НДС по актам выполненных работ по строительству этого дома?
   
   Пунктом 198.3 ст. 198 Налогового кодекса установлено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм НДС, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 настоящего Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:
   
   приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога;
   
   приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога.
   
   Если налогоплательщик приобретает (изготовляет) товары / услуги и необоротные активы, предназначенные для их использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением ( изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика (п. 198.4 ст. 198 Налогового кодекса).
   
   Учитывая то, что квартиры дома, возводимого воинской частью и после ввода его в эксплуатацию использоваться военной частью не с целью осуществления налогооблагаемых операций, а для проживания военнослужащих, такая бюджетная организация - плательщик НДС не будет иметь права на отнесение сумм НДС, начисленных (уплаченных) в связи с приобретением (изготовлением) строительных материалов, других товаров и услуг для строительства дома, в налоговый кредит.
    
   Недоперерахування средств на спец счет
    
   4. Сельскохозяйственное предприятие в 2011 г. ошибочно перечислило на спецсчет сумму меньшую, чем было задекларировано в сокращенной декларации по НДС. Ли считаться указанное нарушением целевого использования средств и применяется в этом случае штрафная санкция?
   
   
(ФГ «Светоч»)

   
   Пунктом 209.2 ст. 209 Налогового кодекса предусмотрено, что согласно специальному режиму налогообложения сумма НДС, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров / услуг, не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы НДС, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, за счет которых сформирован налоговый кредит, а при наличии остатка такой суммы налога - для других производственных целей.
   
   Указанные суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков и / или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.2011 г. № 11.
   
   Пунктом 3 Порядка № 11 установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате (перечислению) сельскохозяйственным предприятием согласно налоговой декларации по операциям по поставке произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных основных фондах, а также на давальческих условиях ( кроме подакцизных товаров, за исключением виноматериалов по кодам согласно УКТВЭД 2204 29 и 2204 30, которые поставляются предприятиями первичного виноделия), есть разница между суммой налогового обязательства за отчетный (налоговый) период и суммой налогового кредита за такой период перечисляется сельскохозяйственным предприятием с текущего счета на специальный счет в сроки, установленные ст. 203 Налогового кодекса для перечисления суммы НДС в государственный бюджет.
   
   В частности, согласно п. 203.2 вышеупомянутой статьи Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем ​​соответствующего предельного срока, предусмотренного п. 203.1 этой статьи для подачи налоговой декларации.
   
   Сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство считается денежным обязательством плательщика (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
   
   В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение установленных сроков, с него взимается штраф в размерах, установленных п. 126.1 ст. 126 настоящего Кодекса.
   
   Также заметим, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и / или вопреки условиям или целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательно "обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса, влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы. При этом уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения (п. 123.2 ст. 123 Налогового кодекса).
    
   Регистрация плательщиком НДС
    
   5. Предприятие - неплательщик НДС перечислило предоплату нерезиденту, а в дальнейшем импортировало товар стоимостью свыше 300 тыс. грн. Ли предприятие в этом случае обязательно зарегистрироваться плательщиком НДС?
   
   Следует отметить, что норма, которой устанавливалась обязательная регистрация плательщиком НДС лица в случае заключения ею одной или более гражданско-правовых соглашений (договоров), в результате выполнения которых планировалось осуществление налогооблагаемых операций в установленных размерах, было предусмотрено Законом Украины от 03.04.97 р . № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», который утратил силу с 01.01.2011 г.
   
   Сейчас перечень лиц, которые считаются плательщиками НДС для целей налогообложения этим налогом, требования относительно обязательной регистрации плательщиков НДС и порядок осуществления добровольной регистрации плательщиков НДС установлены разделом V Налогового кодекса, а именно статьями 180, 181, 182.
   
   В частности, предусмотрено, что плательщиком НДС является любое лицо, которое:
   
   осуществляет хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению;
   
   зарегистрированное или подлежит регистрации как плательщик НДС;
   
   ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которое возлагается ответственность за уплату налогов при перемещении товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины.
   
   Согласно п. 181.1 ст. 181 Налогового кодекса требованием относительно обязательной регистрации лиц как плательщиков НДС является осуществление операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, общая сумма которых в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 000 грн. (Без учета НДС). Указанное требование не касается лиц, являющихся плательщиками единого налога.
   
   При этом заметим, что лица, которые не зарегистрированы как плательщики НДС и ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, уплачивают НДС при таможенном оформлении товаров без регистрации плательщиками НДС (п. 181.2 ст. 182 Налогового кодекса).
   
   Кроме того, под определением термина «поставка товаров» следует понимать любую передачу права на распоряжение товарами как собственник, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставки по решению суда (пп. 14.1.191 п. 14.1 ст . 14 Налогового кодекса).
   
   Учитывая вышеупомянутое, а также то, что предприятие осуществило только операции по приобретению товаров у нерезидента и их ввоза на таможенную территорию Украины, оно не подпадает под требование обязательной регистрации плательщиком НДС.
   
   Время исходя из определения понятия предприятия, предусмотренного ст. 62 Хозяйственного кодекса, является самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности, а также понятия хозяйственной деятельности (пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса), приобретенные предприятием импортные товары будут в дальнейшем использованы им в производстве или реализованы. А значит, когда предприятие будет производить налогооблагаемые операции, у него может возникнуть вопрос относительно регистрации плательщиком НДС: добровольной или обязательной.
   
   Также следует отметить, что только лица, зарегистрированные плательщиками НДС в установленном порядке, имеют право на налоговый кредит согласно ст. 198 Налогового кодекса по приобретенным товарам (в том числе при их импорте), которые используются в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого плательщика.
    
   Услуги по оздоровлению детей
    
   6. Детский санаторий предоставляет услуги по лечению и оздоровлению детей до 18 лет за счет средств общего фонда Государственного бюджета Украины. Одновременно санаторий предоставляет платные услуги по оздоровлению детей, доходы от которых зачисляются в специальный фонд санатория. Санаторий зарегистрировано плательщиком НДС. Нужно ли в декларации по НДС отражать ассигнования из общего фонда Госбюджета Украины на лечение и оздоровление детей в санатории?
   
   В налоговой декларации по НДС отражаются сводные результаты учета операций по поставке и приобретению товаров / услуг, подлежащих налогообложению, а также не являются объектом налогообложения и освобождены от налогообложения (п. 201.14, 201.15 ст. 201 Налогового кодекса).
   
   Форму декларации по НДС и порядок ее заполнения и представления утверждены приказом № 1492 (в редакции приказа № 1342).
   
   К декларации по НДС вносятся данные налогового учета плательщика отдельно за каждый отчетный (налоговый) период без нарастающего итога (п. 1 раздела III Порядка № 1492).
   
   В колонке А во всех необходимых случаях проставляются объемы поставки (приобретения) без учета НДС, сумма налога указывается в колонке Б.
   
   В строках 1 - 6 колонки А раздела I «Налоговые обязательства» декларации указываются общие объемы поставки отчетного периода, облагаемых по основной ставке, по нулевой ставке, освобожденные от налогообложения согласно ст. 197 Налогового кодекса, временно освобожденные от налогообложения в соответствии с п. 2 раздела XX настоящего Кодекса, освобождены от налогообложения согласно международных договоров (соглашений), объемы поставок, не являющихся объектом налогообложения согласно ст. 196 этого Кодекса, и те, которые не облагаются в связи с определением места поставки услуг за пределами таможенной территории Украины согласно пунктам 186.2, 186.3 ст. 186 настоящего Кодекса или поставки услуг за пределами таможенной территории Украины.
   
   При определении объема поставки товаров / услуг за отчетный (налоговый) период плательщик обязан учитывать значение терминов «поставка товаров» согласно пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса и «поставка услуг» в соответствии с пп. 14.1.185 п. 14.1 этой статьи Кодекса.
   
   По операциям по предоставлению санаторным учреждением услуг по оздоровлению детей, то они являются объектом обложения НДС.
   
   При этом согласно п. 197.1.5 ст. 197 снабжение услуг по здравоохранению учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставки услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих лицензию на поставку таких услуг в соответствии с законодательством, кроме отдельных услуг, перечисленных в этом пункте, освобождаются от обложения НДС.
   
   Подпунктом 197.1.6 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций по поставке путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физических лиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, детей-инвалидов независимо от источников финансирования.
   
   Итак, в разделе I налоговой декларации по НДС должны отражаться сводные результаты учета операций по поставке товаров (услуг) независимо от того, кем компенсируется стоимость поставленных товаров (услуг): непосредственно покупателем или через любое третье лицо (в данном случае - финансирование из Государственного бюджета Украины).

Комментариев нет:

Отправить комментарий