НЕ преувеличим, если скажем, что больше всего нарушений ревизоры находят именно во время проверок оплаты труда. И в актах ревизии суммы таких нарушений часто выходят на первое место. Недаром учреждения и предприятия, получающие средства из бюджета на оплату труда, опасаются визитов контролеров. Хотя недавно
слуги Фемиды пришли к выводу, что правовых оснований для проверки ревизорами Держфиниспекции начисления зарплаты и других выплат нет. Интересно, а сами контролирующие органы об этом догадываются?
Сначала следует проанализировать функции и права органов государственного финансового контроля. Согласно ст. 113 БКУ, органы Госфининспекции (ГлавКРУ) уполномочены проверять целевое и эффективное использование средств государственного и местного бюджетов.
Среди их функций по ст. 8 Закона о госфинконтроля осуществления государственного финансового контроля и контроля за:
- выполнением функций по управлению объектами государственной собственности;
- целевым использованием средств государственного и местных бюджетов;
- целевым использованием и своевременным возвратом кредитов (займов), полученных под государственные (местные) гарантии;
составлением бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета;
- состоянием внутреннего контроля и внутреннего ауди в распорядителей бюджетных средств;
- устранением выявленных недостатков и нарушений.
В ходе проверок Держфининспеция контролирует, в частности:
- использования и сохранения государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов;
- правильность определения потребности в бюджетных средствах;
- состояние и достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
- соблюдения законодательства на всех стадиях бюджетного процесса по государственному и местных бюджетов;
- соблюдения законодательства о государственных закупках.
Права органов финансового контроля при проведении контрольных мероприятий определен ст. 10 Закона о госфинконтроля. Среди прочего ревизоры вправе проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.д.).
Как видно, среди полномочий контролеров проверки правильности начисления зарплаты и соблюдения законодательства о труде нет. И этому есть вполне логичное объяснение: проверка соблюдения трудового законодательства - компетенция государственных инспекторов Гоструда. Механизм проведения проверок должностными лицами Гоструда приведены в Порядке № 390. Там же озвучено широкий спектр вопросов, которые они проверяют, в частности:
- выплачивается зарплата за выполненную работу;
- осуществляется оплата труда работникам бюджетных учреждений на основании нормативно-правовых актов и условий коллективного договора или нет;
- соблюдены установленного уровня минимальной зарплаты;
- оплату работы по совместительству и размеры доплаты за совмещение т.п.;
- оплату за работу в ночное время, сверхурочные часы, работу в праздничные и нерабочие дни, оплату простоев;
- расчет сумм индексации зарплаты;
- расчет средней зарплаты во всех случаях ее сохранения;
- оплату времени командировки и периодов повышения квалификации;
- порядок исчисления пособия и размера выплат за дни временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам.
Как видим, все вопросы, связанные с оплатой труда, попадают под контроль инспекторов Гоструда.
Суды тоже делают вывод, что у органов Госфининспекции нет полномочий проверять соблюдение законодательства в сфере трудовых отношений. Поэтому должностные лица Госфининспекции не вправе по результатам ревизий делать выво о возбуждении или соблюдения руководителем подконтрольной учреждения требований законодательства о труде (из постановления Высшего административного суда от 12.06.2012 г. № К/9991/63198/11). Да и сама Держфин согласилась с этим утверждением, о чем сообщила в письме от 05.11.2012 г. № 08-18/1827.
Однако на практике ревизоры Госфининспекции продолжают проверять правильность начисления заработной платы и требуют устранить выявленные нарушения. Рассмотрим несколько практических ситуаций из настоящего.
Ситуация 1
При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получает финансовую поддержку на оплату труда, ревизоры обнаружили, что некоторым категориям работников не пересматривали должностные оклады в течение года, в результате чего они меньше минзарплату.
По заключению ревизоров работникам причинен материальный ущерб. Поэтому они требуют от руководителя привести штатные расписания в соответствие с действующим законодательством и перечислить недополученные работниками причитающиеся им суммы на их личные счета или выдать из кассы.
Учитывая вышеперечисленные нормы, такое требование ревизоров безосновательна. Однако руководителю предприятия лучше исправить эту ситуацию. Ведь в случае если с проверкой придет инспектор Гос, придется туго.
Так, согласно ч. 1 ст. 41 КоАП за нарушение требований законодательства (в частности ст. 95КЗпП и ст. 3 Закона об оплате труда - относительно размера минзарплаты) грозит админштраф от 510 до 1700 грн. А за невыполнение требований инспектора об устранении выявленного нарушения могут наложить еще один админ по ст. 188 6КпАП.
Ситуация 2
В ходе ревизии выяснилось, что врачу начали начислять надбавку за выслугу лет на год позже, поскольку неверно определили стаж работы.
Ревизоры требуют начислить надбавку врачу за все неучтенный период и провести выплату за счет виновного лица. Аргументируя это тем, что средства, за счет которых должны были выплачивать надбавку за выслугу лет, использованы не по целевому назначению.
Так, выявлено нарушение лучше устранить. Ведь работник, которому недоплатили, чтобы отстоять свои права, может обратиться в суд. Однако такое нарушение никак не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Бюджетные ассигнования, выделенные по смете на оплату труда, использованы по назначению, а вопрос об устранении нарушения должен решать сам руководитель учреждения. Он (при наличии всех необходимых обстоятельств) также может издать распоряжение о возмещении ущерба виновным лицом. Бухгалтер же начисляет зарплату на основании тарификационного список, составленный тарификационных комиссией, которую возглавляет руководитель учреждения здравоохранения. Поэтому виновника найти будет непросто. Тем более о возмещении убытков в этом случае вообще говорить не совсем корректно, так как имеет место недоимка. Дополнительно может возникнуть вопрос о компенсации в связи с задержкой выплаты зарплаты.
Ситуация 3
По решению поселкового совета в июне 2012 года было дополнительно выделены средства на оплату труда аппарата сельсовета (на основании обоснованных расчетов потребности). В связи с увольнением одного работника и отпуском по беременности и родам прочего, в декабре сложилась экономия фонда оплаты труда, которая была направлена на выплату надбавок и премии.
Ревизоры считают выплату премии и надбавок незаконными выплатами, которые привели к убыткам.
В описанной ситуации не будет нарушением, если соблюдены два условия:
- выплата премий и надбавок предусмотрено нормативно-правовыми актами и условиями коллективного договора;
- не превышен цифр с помесячной росписи ассигнований общего фонда и плановых показателей на оплату труда из сметы.
Однако в этом случае ревизоры могут проверить обоснованность годовой потребности в средствах на оплату труда. Поэтому все цифры из сметы должны быть обоснованы соответствующими расчетами. Такой же вывод следует из письма Госфининспекции от 05.11.2012 г. № 08-18/1827.
Как видим, на местах ревизоры иногда превышают свои полномочия, проверяя оплату труда и выдавая безосновательны предписания. Учитывая судебную позицию, не стоит дрожать от страха и соглашаться с суммами нарушений по оплате труда, зафиксированными в акте ревизии. Как показывает судебная практика, такие дела могут быть решены и в вашу пользу. Правда, не всегда в судах первой инстанции.
Светлана Листровая,
шеф-редактор
Список использованных нормативно-правовых актов:
БКУ - Бюджетный кодекс Украины.
КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины.
КоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Закон о госфинконтроля - Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.1993 г. № 2939-XII.
Закон об оплате труда - Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР.
Порядок № 390 - Порядок проведения проверки должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и его террито органов, утвержденный приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.
Воспроизведение материала в любой форме полностью или частично возможно только с письменного разрешения газети «Інтерактивна бухгалтерія».
Комментариев нет:
Отправить комментарий