вторник, 9 апреля 2013 г.

Электронные проверки: понятие, порядок проведения и оформления результатов


20 ноября 2012 принят Закон Украины № 5503-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов». Новшеством данного закона является введение нового вида проверок налогоплательщиков - электронной проверки, вступившего в действие с 1 января 2013.

   
   Определением данного понятия дополнен пункт 75.1.2 Налогового кодекса Украины. Согласно документальная невыездная внеплановая электронная проверка - это проверка, проводимая на основании заявления, поданного субъектом хозяйствования с незначительной степенью риска, в налоговую службу по месту учета.
   
    При этом в соответствии с пунктом 77.2 статьи 77 Налогового кодекса Украины риск, перечень рисков и их разделение по степеням устанавливаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику.
   
   Критерии распределения степени риска в настоящее время можно найти только в положениях Методических рекомендаций по составлению плана - графика проведения плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденных приказом ГНА Украины № 190 от 01.04.2011 года.
   
   В частности, к таким критериям отнесены следующее:
   
Для юридических лиц (п.3.2.3 Методических рекомендаций)
Для физических лиц (п.3.4.1.3 Методических рекомендаций)
1) сумма сомнительной (безнадежной) задолженности превышает 10 процентов суммы расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения;
2) несвоевременное начисление и уплата налога на добавленную стоимость;
3) адрес предприятия принадлежит к адресам, которые при государственной регистрации указываются как местонахождение многими юридическими лицами;
4) увеличение суммы налогового кредита (строка 17 декларации по налогу на добавленную стоимость) отчетной налогового периода по сравнению с суммой налогового кредита предыдущего отчетного налогового периода на 10 млн. грн. или более чем в 2 раза и задекларирована сумма всего налогового кредита составляет 1 млн. грн. и более;
5) увеличение суммы налогового кредита (строка 17 декларации по налогу на добавленную стоимость) первого отчетного налогового периода больше или на уровне 50 процентов суммы уставного фонда для вновь созданного плательщика НДС;
6) повторная регистрация предприятия плательщиком НДС в случае аннулирования свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость по инициативе налогового органа, для субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчеты в сфере наличного обращения, следующие критерии:
7) превышение (по данным предприятия) суммы расходов за отчетный период суммы продаж на 10 процентов;
8) значительное отклонение сумм выручки хозяйственного объекта по сравнению с другими хозяйственными объектами субъектов хозяйствования, работающих на одной территории, занимаются одинаковым видом деятельности и имеющих одинаковые условия получения дохода;
9) отрицательная динамика выручки, тенденция к спаду, значительное уменьшение суммы продаж по сравнению с предыдущими периодами;
10) превышение субъектами хозяйствования предельного размера годового объема расчетных операций по продаже товаров, установленных постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2000 N 1336 "Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины" О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг ";
11) представление отчетности об использовании регистраторов расчетных операций с отсутствием выручки в течение последних трех отчетных периода;
12) проведение в течение месяца более трех ремонтов одного регистратора расчетных операций, не связанных с плановым техническим обслуживанием.

1) несвоевременное начисление и уплата налога на добавленную стоимость;
2) потеряли право на налоговые льготы;
3) представляют налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за отчетный налоговый период, составленные с учетом налоговых накладных, выписанных в ином, чем отчетный, налоговом периоде.
Особое внимание необходимо уделить тем субъектам, которые имеют наибольшее количество указанных рисков и возможность скрывать доходы.

  
    Также в Методических рекомендациях приведены периодичность проведения документальных плановых проверок согласно разделу плательщиков на три степени риска: высокий, средний и незначительный.
   
   Налогоплательщики имеющие незначительную степень риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года.
   
   Для проведения электронной проверки налогоплательщик должен подать в налоговый орган заявление и дополнительную информацию.
   
   Общий формат и порядок предоставления такой информации, а также форму указанной справки устанавливает Министерство финансов Украины. На сегодня имеется только проект приказа Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка представления налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения органом государственной налоговой службы о проведении такой проверки».
   
   Согласно проекту заявление подается руководителем или представителем налогоплательщика (с предоставлением документального подтверждения полномочий такого представителя) в орган ГНС по основному месту регистрации не позднее 10 календарных дней до начала проведения электронной проверки.
   
   Налогоплательщик в заявлении помимо общих учетных данных в обязательном порядке указывается информация о:
   
   - Налоговые периоды хозяйственной деятельности, подлежащих электронной проверке;
   
   - Система налогообложения, применяемая налогоплательщиком;
   
   - Перечень налогов, которые будут проверены при проведении электронной проверки (единый налог, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость);
   
   - Ведение в электронном виде бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики;
   
   - Ведение в электронном виде первичных документов, подтверждающих правомерность ведения бухгалтерского учета;
   
   - Предоставление налогоплательщиком вместе с Заявлением в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц документов, согласно Налоговому кодексу Украины связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в формате, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики;
   
   - Способ предоставления документов в электронной проверки (с помощью канала, по которому передается электронная отчетность, или электронного носителя информации).
   Заявление и документы, предусмотренные подпунктом 75.1.2 пункта 75.1 статьи 75 Налогового кодекса Украины, предоставляются в орган государственной налоговой службы:
   
   - Письмом с уведомлением о вручении и с описью вложенного;
   
   - Непосредственно в орган ГНС;
   
   - В электронном виде при условии соблюдения требований законов Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте" и "Об электронной цифровой подписи" и Порядка. Документ считается поданным только после получения из органов государственной налоговой службы Украины подписанного подтверждения.
   
    Электронная проверка может быть проведена в отношении налогоплательщика с незначительной степенью риска, установленным в соответствии с пунктом 77.2 статьи 77 Налогового кодекса Украины, по определенные плательщиком налоговые периоды, по которым не проводили документальные проверки, и в случае предоставления в орган государственной налоговой службы соответствующих деклараций ( расчетов). Такой налоговый период не может составлять менее одного календарного года.
   
    Для проведения электронной проверки налогоплательщик вместе с заявлением обеспечивает представление в орган государственной налоговой службы в электронной форме документов, согласно Налоговому кодексу Украины связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются налогоплательщиком в электронной форме и сохраняются на машинных носителях информации) с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц и в формате, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
   
   При необходимости орган государственной налоговой службы, который проводит электронную проверку, в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе получить от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).
   
   Решение о проведении / не проведение электронной проверки принимается руководителем органа государственной налоговой службы, в который налогоплательщиком представленную Заявление, в течение 10 календарных дней со дня получения такого заявления
   
   Решение о непроведение проверки может быть принято органом государственной налоговой службы, если по результатам анализа информации установлены следующие обстоятельства:
   
   - Заявление подано с нарушением установленной формы, в том числе не заполнено (неправильно заполнено) необходимые данные, подписан или не скреплена печатью предприятия (при наличии);
   
   - Плательщик относится к средней или высокой степени риска;
   
   - Учетные данные плательщика, находящихся в органах государственной налоговой службы, не соответствуют данным, указанным в заявлении;
   
   - Период, подлежащий проверке по заявлению, не соответствует базовому налоговом (отчетном) периода или составляет менее одного календарного года;
   
   - Период, подлежащий проверке по заявлению, уже охвачено документальной плановой или внеплановой проверкой;
   
   - Бухгалтерский учет (в электронном виде) ведется с нарушением Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики;
   
   - Непредоставление налогоплательщиком вместе с заявлением в орган государственной налоговой службы в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц документов, согласно Налоговому кодексу Украины связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в формате, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики;
   
   - Другие аргументированные основания, не позволяющие провести электронную проверку.
   
   Решение о проведении / не проведение электронной проверки направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня с даты принятия такого решения.
   
   Согласно п.86.11 статьи 86 Налогового кодекса Украины по результатам электронной проверки составляется справка в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа государственной налоговой службы, которые проводили проверку, и регистрируется в органе государственной налоговой службы в течение трех рабочих дней со дня окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и / или находящихся на консолидированной уплате, - в течение пяти рабочих дней).
   
   Справка электронной проверки после его регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям для ознакомления и подписания в течение пяти рабочих дней со дня вручения.
   
   В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в справке, составленной по результатам электронной проверки, они обязаны подписать такую ​​справку и имеют право подать свои возражения, которые являются неотъемлемой частью такой справки, вместе с подписанным экземпляром справки.
   
   Такие возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней со дня их получения и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 Налогового кодекса Украины для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Такой ответ является неотъемлемой частью справки о проведении электронной проверки. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и / или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем он говорит в представленных возражениях.
   
   Согласно пункту 50.1 статьи 50 Налогового кодекса Украины в случае если в будущих налоговых периодах налогоплательщик по результатам электронной проверки выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации, он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации.
   
   При этом пунктом 50.3 этой статьи установлено, что в случае если налогоплательщик не подает уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, которой установлены нарушения налогового законодательства, соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период .
   
   Представление уточняющего расчета осуществляется в общем порядке, путем подачи его в качестве самостоятельного документа (с уплатой штрафа 3% от суммы недоплаты и пени), или путем включения суммы ошибки в декларации отчетного периода (с уплатой штрафа 5% от суммы недоплаты и пени).
   
   Согласно пункту 16 подраздела 10 раздела XХ "Переходные положения" Налогового кодекса Украины электронные проверки вводить поэтапно. Их будут проводить в отношении налогоплательщиков:
   
   - Применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности-с 1 января 2014 г.;
   
   - Субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса - с 1 января 2015 г.;
   
   - Других налогоплательщиков - с 1 января 2016
   
   Анализируя выше сказанное, можно увидеть наличие определенных преимуществ для налогоплательщика при самостоятельном инициировании проведения внеплановой электронной проверки. В частности: по результатам соответствующей проверки не выносятся налоговые уведомления - решения; налогоплательщику предоставляется возможность самостоятельного уточнения налоговых обязательств в результате обнаружения ошибки после проверки, отсутствие штрафов (за исключением составления протокола по административном правонарушении) и возможность проверки порядка ведения собственного налогового учета .
   
   
   Использованные нормативно - правовые акты:
   
   1. Налоговый кодекс Украины № 2755-VI от 02.12.2010 года (с изменениями и дополнениями)
   2. Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» № 5503-VI от 20.11.2012 года.
   3. «Методические рекомендации по составлению плана - графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования», утвержденные приказом ГНА Украины № 495 от 23.08.2011 года.
   4. Приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка представления налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения органом государственной налоговой службы о проведении такой проверки», опубликован на сайте ГНС Украины 29.03.2013 года.
  
  
  
   Аудиторська компанія «Престиж-Аудит»
   www.buh-audit.com
   044-229-10-51

Комментариев нет:

Отправить комментарий