О коллективном договоре (далее — колдоговор) мы рассказывали неоднократно. В частности, в статьях:
● «Составляем коллективный договор на предприятии»; ● «Содержание коллективного договора»; ● «Коллективный договор: общие положения и особенности процесса»; ● «Коллективный договор: недостатки и ошибки при заключении». Также мы рассказывали о том, что согласно ст. 15 КЗоТ заключенные колдоговоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Вместе с тем мы отмечали, что применение штрафных санкций за непроведение уведомительной регистрации колдоговора законодательством не предусмотрено. Ранее порядок регистрации колдоговоров регулировался Положением № 225, которое утратило силу со вступлением в силу Порядка № 115. Заметим, что в Порядке № 115 учтены изменения последних лет, касающиеся заключения и соблюдения выполнения условий колдоговора его сторонами. Далее рассмотрим подробнее важные изменения, произошедшие с момента предыдущих наших публикаций, а также особенности Порядка № 115. Итак, согласно Порядку № 115 отраслевые (межотраслевые) и территориальные (областные и республиканское) соглашения подлежат уведомительной регистрации Минсоцполитики, а коллективные договоры и территориальные соглашения иного уровня — районными, районными в гг. Киеве и Севастополе госадминистрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых и городских советов (далее — регистрирующий орган). Новшеством Порядка № 115 является требование того, что стороны отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения представляют также копии свидетельств о подтверждении репрезентативности субъектов стороны профсоюзов и стороны работодателей, участвовавших в коллективных переговорах по вопросам заключения соответствующего соглашения. Согласно Порядку № 115 уведомительная регистрация проводится в течение 14 рабочих дней со дня, следующего после поступления соглашения (договора) в регистрирующий орган. Положением № 225 предусмотрено, что такая регистрация проводится в двухнедельный срок со дня получения соглашения, колдоговора. Регистрирующий орган оглашает сведения о проведении уведомительной регистрации соглашений (договоров) в СМИ и на официальном веб-сайте. Заметим: важные изменения, касающиеся колдоговоров, были внесены Законом № 5458. В частности, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 2 Закона № 3356, соглашение заключается на национальном, отраслевом, территориальном уровнях на двусторонней или трехсторонней основе: ● на национальном уровне — генеральное соглашение; ● на отраслевом уровне — отраслевые (межотраслевые) соглашения; ● на территориальном уровне — территориальные соглашения. Согласно изменениям в ст. 3 Закона № 3356 сторонами коллективных соглашений являются стороны социального диалога, состав которых определяется в соответствии с законодательством о социальном диалоге. Речь идет о Законе № 2862, в ст. 4 которого определены уровни и стороны социального диалога. Теперь поговорим о репрезентативности. Общие критерии репрезентативности заложены в ст. 5 Закона № 2862. Такими критериями для субъектов профсоюзной стороны и стороны работодателей являются: ● легализация (регистрация) указанных организаций (объединений) и их статус; ● для профсоюзов, их организаций и объединений — общая численность их членов, для организаций работодателей и их объединений — общая численность работников, которые работают на предприятиях — членах соответствующих организаций работодателей; ● отраслевая и территориальная разветвленность. Определение критериев репрезентативности на уровнях социального диалога приведено в ст. 6, а оценка соответствия критериям репрезентативности и ее подтверждение — в ст. 7 Закона № 2862. В соответствии с критериями репрезентативности ст. 4 Закона № 3356 была изложена в новой редакции. В частности, право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений предоставляется сторонам социального диалога, состав которых определяется в соответствии с Законом № 2862. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов или их объединений либо других уполномоченных трудовыми коллективами на представительство органов они должны сформировать общий представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора. В случае недостижения согласия относительно коллективного договора в общем представительском органе общие собрания (конференция) трудового коллектива принимают наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручают профсоюзу или другому уполномоченному трудовым коллективом органу, который разработал проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный общими собраниями (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем. В случае недостижения согласия в общем представительском органе соглашение считается заключенным, если его подписали представители профсоюзов или их объединений, в которые входят большинство наемных работников государства, отрасли, территории. При наличии на национальном, отраслевом, территориальном уровнях нескольких репрезентативных в соответствии с Законом № 3356 субъектов профсоюзной стороны и стороны работодателей для ведения переговоров и заключения соглашения соответствующего уровня они должны сформировать общий представительский орган. Инициировать заключение соглашения об образовании общего представительского органа субъектов профсоюзной стороны и стороны работодателей соответствующего уровня может любой репрезентативный в соответствии с Законом № 2862 субъект профсоюзной стороны и стороны работодателей. Профессиональные союзы и их объединения, организации работодателей и их объединения, которые не соответствуют критериям репрезентативности, по решению своих выборных органов могут предоставлять полномочия репрезентативным организациям и объединениям соответствующего уровня для представления своих интересов во время ведения коллективных переговоров и заключения договоров соответствующего уровня. Общий представительский орган стороны профсоюзов, работодателей может вести переговоры и заключать коллективные соглашения соответствующего уровня по поручению его членов, которые являются репрезентативными в соответствии с Законом № 2862. Оценка соответствия критериям репрезентативности и ее подтверждения для субъектов сторон профсоюзов и работодателей проводится на уровнях (Порядок оценки соответствия критериям репрезентативности и подтверждения репрезентативности субъектов сторон профсоюзов и организаций работодателей от 21.07.2011 № 73): ● национальном — для участия в коллективных переговорах по заключению генерального соглашения, для делегирования представителей в Национальный трехсторонний социально-экономический совет, в органы управления фондами общеобязательного государственного социального страхования и другие трехсторонние органы социального диалога, участия в международных мероприятиях; ● отраслевом — для участия в коллективных переговорах по заключению отраслевых (межотраслевых) договоров и для делегирования представителей в соответствующие органы социального диалога; ● территориальном — для участия в коллективных переговорах по заключению территориальных договоров и для делегирования представителей в соответствующие органы социального диалога. Елена Рыжикова БУХГАЛТЕР & ЗАКОН | |
По материалам: HRЛига |
четверг, 25 апреля 2013 г.
Коллективный договор: от заключения до регистрации
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий