четверг, 21 февраля 2013 г.

Сборы или поборы? Некоторые размышления о создании Министерства доходов и сборов Украины

Потребность в реформировании системы центральных органов исполнительной власти существует в Украине достаточно давно. Она обусловлена ​​рядом факторов, среди которых: слишком большое количество органов, которые координируются непосредственно Кабинетом Министров Украины; нерациональное сочетание функций в центральных органах исполнительной власти, которые конфликтуют друг с другом; дублирование одних функций различными органами, которые отвечают за смежные сферы публичного управления и т.д.. Такое положение вещей в соответствии обусловил необходимость определения новых принципов, основ и механизмов упорядочения системы и структуры центральных органов исполнительной власти в Украине.
   
   Поэтому, начиная с 2010 года Президентом Украины был принят ряд указов, направленных на, оптимизацию численности аппаратов центральных органов исполнительной власти или их региональных отделений, устранение межведомственных конфликтов и, как результат - повышение качества публичного управления и предоставления административных услуг. Одним из ключевых среди них есть Указ "О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" от 24 декабря 2012 № 726/2012, которым было образовано Министерство доходов и сборов Украины путем реорганизации Государственной таможенной службы Украины и Государственной налоговой службы Украины. 
    
   Образование указанного ведомства вызвало оживленное обсуждение, в частности в среде специалистов. При этом взгляды и мысли не являются единодушными - представители государственной власти, политические силы и общественность определяют данное событие по-разному. Поэтому на сегодня существуют как положительные, так и крайне негативные отзывы об указанной новации. 
    
   К положительным достижениям следует отнести то, что объединение налоговых и таможенных органов в единое министерство позволит сократить расходы и бюрократические процедуры, устранить дублирование деятельности, а это, соответственно, способствовать повышению эффективности работы. Например, в настоящее время как в налоговой, так и в таможенной службы есть собственная разветвленная система территориальных органов. Создание единого ведомства позволит их реорганизации в территориальные органы единого подчинения. Таким образом в дальнейшем возможно осуществить объединение налоговых администраций с таможнями (в частности областных налоговых администраций с таможнями, которые расположены в тех же областях), что позволит оптимизировать управленческий аппарат и уменьшить количество работников. 
    
   Кроме того, за счет об "единения налоговых и таможенных органов возможно добиться снижения общего количества расходов на их содержание уменьшение административного давления в сфере предпринимательской деятельности и т.д.. 
    
   Вместе с тем появление Министерства доходов и сборов создает ряд правовых коллизий и противоречий. Согласно действующему законодательству Государственная таможенная служба Украины является центральным органом исполнительной власти в области таможенного дела, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра финансов Украины (Указ Президента Украины "О Положении о Государственной таможенной службе Украины" от 12 мая 2011 года № 582 / 2011). ГПСУ также является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется КМУ через также министра финансов (Указ Президента Украины "О Положении о Государственной налоговой службе Украины" от 12 мая 2011 года № 584/2011). А это значит, что указанный руководитель имеет ряд существенных полномочий по: утверждает планов, отчетов, кадровых назначений, создания и ликвидации подразделений и т.п.. Кроме того, Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации налоговой и таможенной политики (Указ Президента Украины "О Положении о Министерстве финансов Украины" от 8 апреля 2011 N 446/2011), что также отражено в ряде положений указанного указа и других нормативных актах. 
    
   Поэтому уже сегодня, существует насущная необходимость внесения изменений в действующее законодательство относительно определения правового статуса новообразованного Министерства доходов и сборов, а также разграничения его компетенции и компетенции Минфина. 
    
   В то же время, открытым остается и вопрос формирования налоговой и таможенной политики в Украине. Немаловажной является проблема потенциального конфликта интересов между сбором налогов и пошлин, а также разработкой политики в данной сфере. Согласно Закону "О центральных органах исполнительной власти" от 17 марта 2011 года № 3166-VI в Украину министерства имеют право разрабатывать политику в профильной сфере. То есть Министерство доходов и сборов заниматься не только сбором налогов и пошлин, а также и формировать политику государства в этом вопросе. Если фискальным органам будет необходимо увеличить поступления в государственный бюджет, они смогут увеличить размеры сборов, поскольку именно ими же разрабатываться и внедряться соответствующие нормативно-правовые акты. Это вызывает вполне понятные опасения субъектов предпринимательства, поскольку, вновь министерство получает возможность фискального давления. 
    
   Одновременно Минфин будет лишен права формировать налоговую и таможенную политику, а потому фактически не будет возможности влиять на доходы государственного бюджета и должным образом контролировать его выполнение (до 75% поступлений государственного бюджета происходит за счет уплаты налогов и пошлин). Поэтому Министерство финансов, с созданием Миндоходив и сборов, фактически превращается в техническую службу. (В плане доходов выполнять бухгалтерскую функцию, т.е. заниматься только учетом, а потому не влиять на финансовую политику государства). Если же вновь министерство лишь обеспечивать администрирование налоговой и таможенной политики, а не формировать ее, конфликта интересов не возникнет, но тут возникает вопрос о целесообразности его создания. 
    
   Кроме этого, во исполнение Указа Президента Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" от 9 декабря 2010 года № 1085/2010 [6] было реорганизовано ряд органов исполнительной власти, в том числе, это коснулось налоговой и таможенной служб. Также приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, что, разумеется, повлияли на организационно-правовые основы деятельности фискальных органов. То есть можно утверждать, что в течение 2010-2013 годов происходит почти непрерывный процесс реформирования этих органов, что приводит к ряду негативных последствий: общего снижения эффективности деятельности таможенных и налоговых органов (через правовую неопределенность или отсутствие в некоторых случаях отлаженной системы взаимодействия); низкой мотивации служащих (поскольку через реорганизацию они должны выводиться за штат и предупреждаться о возможности освобождения) дополнительных затрат, связанных с необходимостью осуществления организационных изменений и т.п.. Ситуация осложняется и тем, что образование Миндоходив и сборов приводит к продолжению такого режима работы для фискальных органов на еще более длительный период. 
    
   Также возникает проблема обеспечения кадрового потенциала и надлежащей квалификации служащих. При об "единения налоговых и таможенных органов на многих должностных лиц полагаться выполнения двух основных функций различного вида, что потребует наличия различных знаний и навыков. Несовершенное знание налогового или таможенного законодательства такого рода должностными лицами, например, может привести к возникновению необоснованных претензий к предпринимателям , которые будут обязаны платить штрафы или доначисления. 
    
   Невозможно обойти вниманием и тот факт, что при разработке положения и структуры новообразованного Министерства, разработчиками предлагается включение в него подразделений налоговой милиции, которые будут осуществлять оперативно-розыскные и следственные функции. Такой подход видится крайней мере спорным по ряду причин. В частности, само пребывание налоговой милиции в составе ГПСУ противоречит Концепции реформирования криминальной юстиции Украины. Согласно этому документу для выполнения задач по проведению досудебного расследования налоговых, финансовых и таможенных преступлений и уголовных проступков налоговая милиция должна быть отделена от Государственной налоговой службы и реорганизована в самостоятельный орган уголовной юстиции в системе Минфина Украины - финансовую полицию. Вместе с тем это противоречит другому положению указанной Концепции о том, что реализация государственной политики в сфере правопорядка и борьбы с преступностью должно обеспечивать Министерство внутренних дел Украины. 
    
   Учитывая указанное, представляется целесообразным создание финансовой полиции как отдельного центрального органа исполнительной власти, координируется через профильное министерство. Вместе с тем таким министерства должен выступать МВД, в январе 2013 года рассматривался коллегией этого министерства при обсуждении концептуальных основ его реформирования. Для реализации данного тезиса необходимо создать финансовую полицию - отдельный центральный орган исполнительной власти, выполнять все функции противодействия экономическим преступлениям, а также лишить все другие органы исполнительной власти таких функций. Тем более, что противодействие большинства таких преступлений уже относится к компетенции подразделений, входящих в структуру МВД, это: ГСБЭП, экономические подразделения ГУБОП и подразделения Государственной пограничной службы Украины. В свою очередь, Министерство доходов и сборов, согласно концепции его создания и поставленных задач, не относится к правоохранительным органам, а потому создание в его структуре милицейских (полицейских) подразделений нелогично. 
    
   Учитывая изложенное, можно утверждать, что именно создание Министерства доходов и сборов Украине стало несколько преждевременным шагом. В данной ситуации, исходя из имеющихся потребностей в реализации финансовой политики государства и стратегии, направленной на оптимизацию аппарата государственного управления, представляется более целесообразным объединение Гостаможенной службы и ДПС Украины в единую Государственную службу доходов и сборов, которая структурно относилась к Министерству финансов Украины . Именно такой подход позволил бы избежать противоречий, которые сейчас возникают при определении компетенции по формированию финансовой политики и ее реализации. Кроме того, это бы позволило сэкономить значительное количество средств и ресурсов, затрачиваемых сейчас на создание и формирование структуры нового ведомства. 
    
   Также предложены шаги позволят решить противоречия относительно дальнейшего будущего финансовой полиции, которую можно сформировать на базе подразделений Государственной службы потому борьбе с экономической преступностью МВД Украины. Или, в соответствии с принципами Концепции реформирования криминальной юстиции Украины, создать финансовую полицию в структуре Министерства финансов Украины совместно с Государственной службой доходов и сборов.
 
По материалам: Мониторинг СМИ

Комментариев нет:

Отправить комментарий