понедельник, 18 марта 2013 г.

Какие налоги должно уплачивать предприятие, если в рекламных целях оно раздает подарки физическим лицам? Как рассчитать НДС в случае, если эти подарки будут продаваться за 1 грн.?


О признании дохода от операций с распространение подарков в рекламных целях с целью его обложения налогом на прибыль, следует отметить следующее. В пп. 14.1.13 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее - НКУ)
безвозмездно предоставленными товарами определяются товары, предоставляемые согласно договорам дарения, другим договорам, по которым не предусматривается денежная или любая компенсация стоимости таких товаров или их возврата, либо без заключения таких договоров.
   
   Согласно пп. 14.1.202 НКУ продажа (реализация) товаров - это любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за плату или компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по безвозмездному предоставлению товаров.
   
   В общем случае доход от операционной деятельности признается в размере договорной (контрактной) стоимости, но не менее суммы компенсации, полученной от продажи (п. 135.4 НКУ). Согласно п. 137.1 НКУ доход от реализации товаров признается датой перехода покупателю права собственности на такой товар. В случае безвозмездной передачи сумма компенсации равна нулю.
   
   Согласно пп. 153.2.1 НКУ доход, полученный налогоплательщиком от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) связанным лицам, определяется согласно договорным ценам, но не меньше обычных цен на такие товары, работы, услуги, которые действовали на дату этой продажи , в случае если договорная цена на такие товары (работы, услуги) отличается более чем на 20% от обычной цены на такие товары (работы, услуги). Положения настоящего подпункта распространяется также на операции с лицами, которые:
   
   - Не являются плательщиками этого налога;
   
   - Уплачивают налог по другим ставкам, чем плательщик налога на прибыль (пп. 153.2.3 НКУ).
   
   Согласно пп. 14.1.71 НКУ обычная цена - цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.
   
   Согласно Переходным положениям НКУ до 01.01.2013 г. для определения обычной цены применяется п. 1.20 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий». На практике цена товара при безвозмездной передаче устанавливается на уровне себестоимости этого товара.
   
   Итак, обычные цены применяются только при выполнении следующих условий:
   
   - Операции осуществляются со связанными лицами, с лицами, не являющимися плательщиками налога на прибыль или уплачивают налог по другим ставкам;
   
   - Договорная цена на товары, раздаваемые, отличается более чем на 20 процентов от обычной цены на них.
   
   Считаем, что в нашем случае эти условия не выполняются. Во-первых, раздача товаров, как правило, осуществляется среди неопределенного круга лиц, а во-вторых, в операции дарения не определена договорная цена.
   
   Но такое мнение вряд ли будет поддержана налоговиками. Они считают, что поскольку при безвозмездной передаче договорная цена равна нулю, то какова бы ни была обычная цена, она будет выше договорной более чем на 20%. В свою очередь, физические лица, которые получают подарки, не являются плательщиками налога на прибыль. Поэтому, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.
   
   Что касается определения расходов, отметим, что на основании пп. 138.10.3 НКУ в состав прочих расходов предприятия включаются затраты на сбыт. Согласно этому подпункту они включают расходы, связанные с реализацией товаров, а именно - на рекламу и исследования рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров.
   
   Как предусмотрено пп. 139.1.1 НКУ, в состав расходов не включаются расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности: расходы на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков (кроме благотворительных взносов и пожертвований неприбыльным организациям, определенных ст. 157 НКУ, и расходов, связанных с проведением рекламной деятельности, которые регулируются нормами пп. 140.1.5 НКУ).
   
   То есть при применении пп. 138.10.3 НКУ необходимо учитывать ограничения, предусмотренные пп. 140.1.5 НКУ, согласно которым при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения, такие как расходы налогоплательщика на проведение рекламы. В НКУ пункт о расходах двойного назначения изложен без детализации. Термин «расходы двойного назначения» в данном случае может означать, что предприятие имеет право на расходы, если есть утвердительный ответ на вопрос: «Является ли эта конкретная операция рекламой в соответствии с законодательством о рекламе?». В связи с этим предприятию необходимо четко определить, подпадают ли его хозяйственные операции под определение рекламы, и обеспечить документальное подтверждение этих операций.
   
   Согласно ст. 1 Закона Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР «О рекламе» реклама - информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара.
   
   Мероприятия рекламного характера - мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и / или их обмен потребителям одного количества или одного вида товаров, которые рекламируются, на другой.
   
   Иными словами, законодатель не ограничивает предприятия в способах проведения рекламы, то есть любая информация (устная, письменная), которая включает в себя данные о фирме и ее хозяйственной деятельности, является рекламой. Итак, бесплатная раздача товаров (работ, услуг), имеет целевой характер (согласно предварительно разработанной рекламной стратегией), сопровождающееся вышеуказанной информацией, соответствует определению рекламы.
   
   Отражение расходов на проведение рекламных мероприятий возможно только при наличии соответствующих подтверждающих документов. При этом обязательным условием для включения затрат на проведение рекламных мероприятий в состав расходов в налоговом учете является исключительно рекламный характер таких мероприятий. Поэтому считаем, для того чтобы стоимость розданного товара (подарков) можно было включить в состав расходов, предприятие должно раздавать или рекламируемый товар, или товар, содержащий информацию о предприятии (его видах деятельности).
   
   Предприятию, которое разрабатывает схему мероприятий по организации рекламной компании, целесообразно оформить:
   
   1) приказ руководителя о проведении рекламных мероприятий. В приказе следует указать дату, место и цель их проведения, сроки и круг лиц, ответственных за организацию и выполнение подготовительных работ, а также обязательно указать, что такая мера осуществляется исключительно в рекламных целях. Если во время рекламных мероприятий планируется бесплатная передача товаров, то в приказе указывается количество каждого наименования товара и другая информация, которая также свидетельствовала о рекламном характере деятельности;
   
   2) план подготовки к проведению рекламных мероприятий. Этот документ является весомым доказательством рекламных, предпродажных мероприятий. В документе приводят календарный план мероприятий с указанием сроков и ответственных лиц;
   
   3) смету расходов на проведение рекламных мероприятий. В документе указывается номенклатура и количество образцов товаров, рекламных материалов и других ТМЦ, предусмотренных передавать во время проведения мероприятий;
   
   4) накладные на отпуск ТМЦ со склада. При проведении бесплатной передаче товаров и распространении рекламных материалов (в т.ч. буклетов) лицо, ответственное за их передачу, получает соответствующие материальные ценности на складе предприятия под отчет. Отпуск материальных ценностей со склада оформляется расходной накладной;
   
   5) отчет о проведении рекламных мероприятий. По завершении рекламных мероприятий ответственные лица составляют отчет о фактических расходах на их проведение и предоставляют их на утверждение руководителю.
   
   Итак, если расходы можно признать рекламой (пп. 140.1.5 НКУ) или расходы на сбыт - в качестве расходов на рекламу и исследования рынка (маркетинг), на предпродажную подготовку товаров (пп. 138.10.3 ПКУ), и если расходы должным образом документально подтверждены, то предприятие стоимость подарков отражает в бухгалтерском и налоговом учете. В налоговом учете такие расходы необходимо отнести к прочим расходам (расходы на сбыт).
   
   По налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать п. 185.1 НКУ, согласно которому объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков, в частности, по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины. Согласно пп. «В» пп. 14.1.191 НКУ поставкой товаров считаются также операции по безвозмездной передаче имущества другому лицу, если налогоплательщик имел право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту при приобретении указанного имущества или его части.
   
   В случае поставки товаров без оплаты, в рамках дарения лицам, не зарегистрированных плательщиками налога, база налогообложения определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен (абз. 5 п. 188.1 НКУ).
   
   В случае приобретения товаров с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности возникает право на налоговый кредит (п. 198.1 и 198.3 НКУ). Конечно, при наличии налоговой накладной.
   
   Таким образом, если предприятием отражен налоговый кредит при приобретении товара, то при безвозмездной передачи такого товара следует начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены.
   
   Согласно п. 17 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379 (далее - Порядок № 1379), налогоплательщик должен выписать налоговую накладную на стоимость безвозмездно поставленных товаров, исчисленную исходя из уровня обычных цен (отметка - 12). Все экземпляры таких налоговых накладных хранятся у налогоплательщика (продавца).
   
   Что касается налога на доходы физических лиц, отметим, что согласно пп. 14.1.56 НКУ доходом налогоплательщика является общая сумма дохода от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе в исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами.
   
   С точки зрения Налогового кодекса, подарки классифицируются как дополнительное благо соответствии с пп. «Е» пп. 164.2.17 - стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены, а также суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для такого налогоплательщика. Если дополнительные блага предоставляются в неденежной форме, сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным п. 164.5 этой статьи (т.е. с применением «натурального» коэффициента). Ставка налогообложения - 15% (17%).
   
   Учитывая, что во время проведения рекламной акции осуществляется распространение рекламного товара, а потребителями рекламы является неопределенный круг налогоплательщиков, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физических лиц - потребителей таких рекламных мероприятий и, соответственно, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
   
   Относительно второго вопроса, следует отметить, что в общем порядке, установленном п. 188.1 НКУ, база налогообложения операций по поставке товаров / услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен.
   
   Следовательно, в случае продажи товара за 1 гривню следует начислить налоговые обязательства исходя из обычной цены этого товара, и согласно п. 17 Порядка № 1379 выписать две налоговые накладные: одну - на сумму исходя из фактической цены поставки (1 грн.) , вторую - на сумму превышения обычной цены над фактической. В налоговой накладной, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической, делается отметка согласно п. 8 настоящего Порядка (01 - Выписана на сумму превышения обычной цены над фактической).

 Ольга Пономаренко
   ТОВ АФ «Профі-Аудит»
  
   Дата підготовки 04.05.2012
 
По материалам: ЛИГА:ЗАКОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий