понедельник, 18 марта 2013 г.

Способы избежания пени за нарушение срока зачисления валютной выручки


Какие можно принять меры, чтобы предотвратить санкции за нарушение срока для зачисления валютной выручки?

Существуют три основных законодательно установленных способа избежания санкций за нарушение при зачислении валютной выручки в экспортных операциях:— наличие решения суда или арбитража в пользу резидента о взыскании задолженности с нерезидента;
— получение соответствующего заключения о продлении сроков расчетов;
— предоставление нерезидентом справки о форс-мажорных обстоятельствах.
Но прежде чем выяснять особенности применения каждого способа, напомним общие требования к сроку зачисления валютной выручки на счета резидентов и размер санкций за нарушения установленного срока.
 
● Срок зачисления валютной выручки
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР (далее — Закон № 185) и постановлением НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 16.11.12 г. № 475 выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в срок не позднее 90 календарных дней (с 19.05.13 г. — 180 календарных дней). Напомним, НБУ имеет право вводить на срок до шести месяцев иные сроки расчетов, нежели определенные ч. 1 ст. 1 Закона № 185.
При этом срок начинает отсчет:
— при экспорте продукции — с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации1);
— при экспорте работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или иного документа (например, инвойса — специального счета-фактуры2), удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности.
 
● Санкции за нарушение сроков
Нарушение резидентами установленных сроков зачисления валютной выручки приведет к взысканию пени за каждый день просрочки в размере 0,3% суммы неполученной выручки в иностранной валюте (пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности) (ст. 4 Закона № 185). При этом общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки.
Обязанность контроля за соблюдением установленного срока проведения расчетов возлагается на банковское учреждение, обслуживающее валютные операции резидента3. О выявленных нарушениях срока банк информирует орган ГНС, поскольку именно налоговики имеют право взыскивать пеню по результатам документальных проверок (ч. 5 ст. 4 Закона № 185, пп. 191.1.3, пп. 191.1.33 Налогового кодекса Украины, далее — НКУ).
 
● Способы избежания санкций
Устанавливая санкции за нарушения срока зачисления валютной выручки, законодатель все-таки предусмотрел определенные способы и случаи их избежания (отлагательства), среди которых условно выделим следующие:
1. Подача резидентом искового заявления о взыскании задолженности с нерезидента и получение решения об удовлетворении иска.
В ст. 4 Закона № 185 прописано, что в случае принятия к рассмотрению судом (или Международным коммерческим арбитражным судом либо Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины) искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности по экспортному контракту срок зачисления валютной выручки останавливается и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.
При этом возможны как минимум четыре пути развития событий, имеющие разные последствия:
— если суд примет решение об отказе в иске полностью или частично либо опрекращении (закрытии) производства по делу или оставлении иска без рассмотрения, то сроки зачисления валютной выручки возобновляются и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были остановлены (ч. 3 ст. 4 Закона № 185);
— если суд примет решение об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков зачисления валютной выручки не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом (ч. 4 ст. 4 Закона № 185);
— если суд утвердит заключенное сторонами мировое соглашение по делу после полного погашения долга нерезидента, что по правовым последствиям равнозначно принятию судом решения об удовлетворении иска4, — пеня за нарушение сроков зачисления валютной выручки не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом (ч. 4 ст. 4 Закона № 185, п. 7 ч. 1 ст. 80 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ст. 30 Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.94 г. № 4002-XII);
— если суд примет решение о прекращении (закрытии) производства по делу по заявлению резидента об отказе от иска в связи с тем, что нерезидент выполнил обязательства по внешнеэкономическому контракту после подачи искового заявления в суд, что в понимании Закона № 185 равнозначно решению суда об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков зачисления валютной выручки не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом (ч. 4 ст. 4 Закона № 185, постановления Верховного Суда Украины от 13.02.12 г. по делу № 21-422а11 и от 27.02.12 г. по делу № 21-387а11, ст. 2442 Кодекса административного судопроизводства Украины, далее — КАС).
Отметим, что последний из перечисленных путей избежания санкций за нарушение сроков зачисления валютной выручки стал возможен благодаря принятию упомянутых постановлений Верховного Суда Украины и проведению реформы судебной системы. Ведь в рамках осуществления реформы в ст. 2442 КАС появилась правовая норма о том, что решение Верховного Суда Украины, принятое по мотивам неодинакового применения судами одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, обязательно для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, который содержит указанные нормы права, и для всех судов Украины. Иначе говоря, постановления Верховного Суда Украины относительно применения ч. 4 ст. 4 Закона № 185 обязательны к исполнению НБУ и ГНСУ во всех подобных правоотношениях, то есть приравниваются к прямой норме закона.
Потому что ранее в аналогичных ситуациях налоговики5 применяли буквальное толкование ч. 3 ст. 4 Закона № 185: исходили из формального обстоятельства —прекращение производства по делу — и начисляли пеню за каждый день просрочки зачисления валютной выручки, включая период остановки сроков. А суды в этом вопросе не отличались единодушием6. Ведь действительно имел место факт принятия судебного решения о прекращении (закрытии) производства по делу, независимо от обстоятельств, обусловивших прекращение такого производства.
Зато после появления постановлений Верховного Суда Украины органы ГНС должны соблюдать его заключения при применении ст. 4 Закона № 185, а административные суды обязаны привести в соответствие судебную практику.
Итак, если нерезидент задерживает проведение расчетов, а 90-дневный срок неуклонно близится к окончанию, резиденту следует немедленно подавать исковое заявление в суд или арбитраж. И тогда на все время рассмотрения дела срок зачисления валютной выручки останавливается и пеня за его нарушение в этот период не платится. Если же суд примет решение об удовлетворении иска резидента (в любой форме из вышеперечисленных), то пеня за нарушение сроков зачисления валютной выручки вообще не уплачивается с даты подачи иска в суд или арбитража.
2. Получение заключения относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Этим способом могут воспользоваться резиденты, которые выполняют операции по договорам производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения.
На основании ст. 6 Закона № 185 установленные сроки зачисления валютной выручки могут быть продлены Минэкономразвития Украины. Для этого резиденту следует обратиться за получением заключения относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям. Механизм выдачи заключений регламентируют: Порядок продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.07 г. № 1409, Положение о порядке выдачи заключений относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденное приказом Минэкономики от 18.01.08 г. № 15, и Стандарт предоставления административной услуги по выдаче заключения относительно продления сроков расчетов по внешнеэкономическим операциям, утвержденный приказом Минэкономики от 14.08.09 г. № 888.
Соответственно, если зачисление валютной выручки происходит в рамках продленного срока, санкции в виде пени не применяются.
3. Предоставление справки о возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Если превышение срока зачисления валютной выручки обусловлено возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение указанного срока прекращается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется с дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Подтверждением форс-мажорных обстоятельств будет соответствующая справка Торгово-промышленной палаты Украины или иной уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями договора (ст. 6 Закона № 185). То есть, если форс-мажорные обстоятельства возникли на территории Украины, то их подтверждает справка Торгово-промышленной палаты Украины, а в других странах — оригинал документа уполномоченного органа страны возникновения таких обстоятельств.
Итак, если известно, что задолженность нерезидента вызвали форс-мажорные обстоятельства в его стране, то украинской стороне следует обратиться к нему с просьбой предоставить соответствующую справку-подтверждение7. Добавим, что в зависимости от страны расположения стороны контракта, справка может иметь силу документа в международном обороте без какого-либо удостоверения или должна быть легализована путем проставки апостиля или подлежать консульской легализации.
Таким образом, на весь период действия форс-мажорных обстоятельств(подтвержденных справкой) течение срока зачисления валютной выручки останавливается, соответственно, и пеня за его нарушение в этот период не уплачивается.
 
● Если выручка уменьшена на сумму полученного налога или комиссию банка
Иногда случается, что валютная выручка поступила вовремя, однако не в полном объеме. То есть фактически такая выручка недополучена, хоть и по объективным причинам. Рассмотрим две ситуации и к каждой добавим соответствующий способ избежания пени.
Если валютная выручка резидента уменьшена на сумму удержанных налогов за пределами Украины согласно законодательству страны-нерезидента, то во избежание санкций следует предоставить письменное подтверждение налогового органа страны-нерезидента об удержании налога.
Тем не менее, если валютная выручка уменьшена на сумму комиссионных вознаграждений, которые удержали банки-нерезиденты, то во избежание санкций во внешнеэкономическом контракте должна быть прописана обязанность резидента оплачивать комиссию банков. Кроме этого, удержанная комиссия (превышающая эквивалент 50 евро) должна подтверждаться соответствующим банковским документом (например, в письме НБУ от 19.01.12 г. № 23-010/186 таким документом названо Swift-уведомление).
Итак, если существует угроза несвоевременного получения валютной выручки, украинским субъектам хозяйствования следует заранее принять необходимые меры, чтобы избежать санкции — в зависимости от обстоятельств и законодательно установленных возможностей. Тем более, теперешние 90 дней — это не бывшие 180, время летит быстро.
Хотя лучше, конечно, чтобы такие ситуации в предпринимательской практике вообще не возникали.

1 В разделе 06.02 ЕБНЗ разъяснено: датой таможенного оформления экспортируемой продукции следует считать дату завершения оформления грузовой таможенной декларации, а именно — наличие на всех ее листах оттиска личной номерной печати должностного лица таможни, осуществившего таможенное оформление товаров.
2 См. письмо НБУ от 19.12.11 г. № 28-313/5530-15227.
Осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления контроля экспортных, импортных операций, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.
4 См. также информационное письмо Высшего административного суда Украины (далее — ВАСУ) от 17.03.09 г. № 359/13/13-09 и письмо ГНАУ от 01.10.10 г. № 20634/7/10-2017/3658.
См. письмо ГНАУ от 25.09.06 г. № 10566/6/22-1015.
См. рекомендации Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.12.04 г. № 04-5/3360, решение Хозяйственного суда г. Киева от 10.05.07 г. по делу № 32/198-а, постановление Киевского апелляционного административного суда от 26.02.09 г. по делу № 22-а-2348/08, информационное письмо ВАСУ от 17.03.09 г. № 359/13/13-09 и определения ВАСУ от 11.08.11 г. № К-8886/09 и от 30.11.11 г. № К-7921/08.
7 В свое время в письме ГНАУ от 18.05.05 г. № 4402/6/23-5315 были перечислены требования к упомянутой справке, но действующее законодательство каких-либо специальных требований не содержит. 
 
Зоряна КУРИЛЯК, юрист, налоговый консультант, г. Львов

Комментариев нет:

Отправить комментарий