понедельник, 18 марта 2013 г.

Предприятие – плательщик НДС отправило налоговую накладную на регистрацию в Единый реестр налоговых накладных, но не получило никаких квитанций о ее регистрации или отказе в регистрации. Необходимо ли в этом случае повторно отправлять такую налоговую накладную на регистрацию?


Требования по регистрации налоговых накладных установленные в п. 201.10 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее - НКУ), п. 11 подраздела 2 Переходных положений НКУ и в Порядок ведения Единого реестра налоговых
накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246 (далее - Порядок № 1246).
   
   Согласно п. 201.10 НКУ регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРПН) осуществляется не позднее 20 календарных дней, следующих за датой их выписки.
   
   Подтверждением продавцу о принятии его налоговой накладной в ЕРПН является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая высылается в течение операционного дня. Операционный день длится с 0 до 23-х часов (п. 2 Порядка № 1246).
   
   Если направленные налоговые накладные сформированы с нарушением требований, предусмотренных НКУ, в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде с указанием причин.
   
   Если в течение операционного дня не отправлено квитанции о принятии или непринятии, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в ЕРПН.
   
   По формату, в котором направляется налоговая накладная на регистрацию, то согласно п. 5 Порядка № 1246 продавец составляет налоговую накладную в формате (согласно стандарту), утвержденному Государственной налоговой службой, с использованием специализированного программного обеспечения. После составления налоговой накладной в электронной форме на нее накладывается электронная цифровая подпись должностных лиц налогоплательщика в следующем порядке: первой - электронная цифровая подпись главного бухгалтера (бухгалтера) или электронной цифровой подписи руководителя; вторым - электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом оттиска печати продавца. ГПСУ, отвечая на вопрос, есть ли иной порядок регистрации налоговых накладных в ЕРПН, кроме электронного (поскольку не всегда есть интернет-связь), ответила, что иного способа внесения информации о налоговых накладных в ЕРПН Порядком № 1246 не предусмотрено (письмо от 25.10.2011 г. № 4261/6/15-3415-04).
   
   Таким образом, для того, чтобы налоговая накладная при отсутствии полученных квитанций считалась зарегистрированной, продавцу следует иметь доказательства отправки налоговой накладной на регистрацию в ЕРПН в соответствующем формате и в течение операционного дня (до 23-х часов).
   
   Время, стоит продавцу оставлять без внимания отсутствие квитанций о регистрации налоговой накладной? Вопрос возникает не столько в том, есть ли нарушения со стороны поставщика, сколько в обычном понимании с покупателями.
   
   Например, если покупателю на его запрос придет квитанция об отсутствии регистрации налоговой накладной в ЕРПН, то для включения ее в состав налогового кредита по НДС ему придется заполнять приложение 8 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость «Заявление об отказе поставщика предоставить налоговую накладную (нарушение им порядка заполнения и / или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных) ». Подача такого заявления будет иметь последствия и для продавца, поскольку налоговый орган должен будет запросить установления причин отсутствия регистрации налоговой накладной в ЕРПН и проверить включение налоговой накладной в налоговых обязательств по НДС продавца.
   
   Кроме того, покупатель может включить налоговую накладную в состав налогового кредита с учетом отметки на налоговой накладной у реквизита «Включено в ЕРПН» без проверки в самом ЕРПН. Как следствие налоговый орган уменьшит размер налогового кредита, доначислит налоговые обязательства и штраф. Данное обстоятельство непременно ударит по партнерских отношениях с этим покупателем.
   
   Итак, по нашему мнению, продавцу целесообразно сделать также одну из этих действий.
   
   1. Поставщик может дополнительно проверить факт регистрации налоговой накладной, отправив соответствующий запрос. На такой запрос выдается выписка из ЕРПН (п. 13 Порядка № 1246). Если налоговая накладная зарегистрирована, то это будет видно из полученного подъемника. Если нет - в пределах установленных 20 календарных дней можно снова направить налоговую накладную на регистрацию.
   
   2. Можно вообще не проверять факт регистрации с помощью запроса, а сразу повторно отправить налоговую накладную на регистрацию в ЕРПН. Если налоговая накладная с такими реквизитами уже зарегистрировано, то придет квитанция об отказе в регистрации с указанием этой причины (п. 9 Порядка № 1246), а если не зарегистрирована - то придут обычные квитанции о ее регистрации. Согласно п. 12 Порядка № 1246, если продавец направил несколько экземпляров одной налоговой накладной, то зарегистрированной считается и налоговая накладная, по которой принято решение о внесении в базу данных и поступила квитанция, подтверждающая факт его принятия.
   
   С учетом вышесказанного считаем, что продавцу следует осуществить все возможные меры по фактической регистрации налоговой накладной в ЕРПН и убедиться, что она зарегистрирована.
   
   НКУ не требует от продавца выполнять следующие дополнительные действия, но они покажут элементарном уважении к контрагентам и коллег-бухгалтеров, у которых не возникнет риска налогового кредита по НДС или лишних хлопот в связи с необходимостью представления приложения 8 к налоговой декларации по НДС.
   
   Если 20 календарных дней прошло, а налоговая накладная, которая должна быть зарегистрирована, осталась без регистрации в ЕРПН, то покупателя по возможности следует предупредить о указанный факт.
   
   
   Олег Коваль
   
   Дата подготовки 16.05.2012

По материалам: ЛИГА: ЗАКОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий