понедельник, 11 марта 2013 г.

Как определить объем уплаченных налогов в рамках процедуры определения принадлежности юридических лиц к кругу крупных налогоплательщиков?


? Каким образом определяется объем уплаченных налогов с целью отнесения юридических лиц к кругу крупных налогоплательщиков в следующих случаях:
   1. Учитывается сумма задекларированных к уплате налогов, именно
уплаченных (перечисленных) в бюджет?
   2. Если переплата по одному налогу по заявлению плательщика учитывается в погашение налоговых обязательств с другой налога?
   3. Если переплата по налогу зачисляется в погашение обязательств по этому же налогу без заявления плательщика?
   4. Учитывается сумма уплаченных штрафов и пени за нарушение норм налогового законодательства?
   5. Учитываются только уплаченные налоги или также сборы и другие платежи?
    
   Сразу заметим, что официальные разъяснения налогового органа по этим вопросам нам не известны. Но можем привести свое мнение, исходя из положений НКУ.
   
   Порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков, утвержденный приказом МФУ от 11.09.2012 г. № 986, не дает объяснений по этому вопросу, поскольку в нем лишь отмечается, что в этот Реестр включаются налогоплательщики, которые отвечают критериям крупного налогоплательщика, определенным пп. 14.1.24 НКУ.
   
   1. Определения крупного налогоплательщика приведены в пп. 14.1.24 НКУ, согласно которому это юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговые (отчетные) кварталы превышает пятьсот миллионов гривен или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, которые контролируются органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает двенадцать миллионов гривен.
   
   Согласно п. 35.1 НКУ уплата налогов и сборов осуществляется в денежной форме в национальной валюте Украины, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.
   
   С учетом этого считаем, что учитывается сумма именно уплаченных налогов, а не задекларированных к уплате.
   
   2. Согласно п. 38.1 и п. 38.3 НКУ выполнением налогового долга признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок. Способ, порядок и сроки исполнения налогового долга устанавливаются настоящим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела.
   
   В ст. 43 НКУ устанавливаются условия возврата ошибочно и / или излишне уплаченных денежных обязательств по налогам и сборам.
   
   Так, согласно п. 43.3 НКУ обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является представление налогоплательщиком заявления о таком возвращении (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются органом государственной налоговой службы на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета за общим годовым налогооблагаемым доходом налогоплательщика) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и / или чрезмерно уплаченной суммы.
   
   По нашему мнению, вышеприведенные положения следует рассматривать в совокупности, которыми предусмотрена уплата денежных обязательств с одного налога и возврат переплаты по другому налогу. Итак, считаем, что такие суммы будут учитываться.
   
   3. Согласно п. 87.1 НКУ источниками самостоятельной уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика являются любые собственные средства, а также суммы излишне уплаченных платежей в соответствующие бюджеты. Уплата денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика из соответствующего платежа может быть осуществлена ​​также за счет излишне уплаченных сумм такого платежа (без заявления плательщика) или за счет ошибочно и / или излишне уплаченных сумм из других платежей (на основании соответствующего заявления плательщика) в соответствующие бюджеты.
   
   То есть согласно положениям п. 87.1 НКУ зачисления излишне уплаченных сумм налога без заявления плательщика в счет налоговых обязательств по этому же налогу признается уплатой таких денежных обязательств.
   
   При этом поскольку движения средств по одному бюджетном счете для поступлений налога может не происходить, то есть определенные сомнения относительно учета таких сумм.
   
   Если же есть несколько бюджетных счетов для одного и того же налога и при зачете переплаты в счет текущих обязательств происходит движение средств между этими счетами, то вероятно такие суммы будут учтены.
   
   4. Налог есть обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с положениями НКУ (п. 6.1 НКУ). Размер налога, подлежащая уплате, рассчитывается согласно соответствующему разделу НКУ.
   
   Финансовая ответственность за нарушение законов по вопросам налогообложения устанавливается и применяется согласно НКУ в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и / или пени (п. 111.2 НКУ).
   
   При этом суммы штрафных (финансовых) санкций (штрафов) зачисляются в бюджеты, к которым согласно закону зачисляются соответствующие налоги и сборы (п. 113.1 НКУ). То же касается сумм пени (п. 131.3 НКУ).
   
   Согласно п. 5.2 Инструкции о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденной приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276, суммы начисленных (уплаченных) платежей по результатам документальных и / или камеральных проверок, пени и штрафных (финансовых) санкций учитываются по тем же кодам бюджетной классификации, что и налоги, сборы (обязательные платежи), по которым осуществлены следующие начисление (уплата).
   
   Итак налоговое законодательство различает суммы налога и суммы финансовых санкций (штраф, пеня).
   
   По нашему мнению, с целью определения принадлежности к большому налогоплательщика для целей пп. 14.1.24 НКУ налоговым органом должны учитываться только суммы налога без сумм штрафов и пени.
   
   Некоторое сомнение вопрос о штрафах и пени остается через учет налоговым органом таких сумм по тому же коду бюджетной классификации, что и учет соответствующего налога.
   
   5. Положениями пп. 14.1.24 НКУ предусмотрен учет исключительно налогов, уплаченных в Государственный бюджет Украины по платежам, которые контролируются органами государственной налоговой службы.
   
   Сборы и другие неналоговые платежи не должны учитываться при расчете этого критерия.
   
   Например, относительно отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями ГПСУ указала следующее (письмо от 22.03.2012 г. № 5138/6/15-1215):
   
   «В перечень общегосударственных налогов (сборов), установленных в указанных статьях, отсутствует такой налог (сбор), как часть чистой прибыли (дохода).
   
   <...>
   
   Следовательно, учитывая изложенное, часть чистой прибыли (дохода) не является налоговым платежом ».
   
    
   Олег Коваль
   Консалтинговая компания «ЭКСПЕРТ»
    
   Дата подготовки 27.02.2013

По материалам: ЛИГА: ЗАКОН

Комментариев нет:

Отправить комментарий