В конце плановой проверки ревизоры подали предприятию письмо, в котором, ссылаясь на пп. пп. 20. 1. 2, 20. 1. 6, 62. 1. 3 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), требуют предоставить оригиналы и копии хозяйственных договоров, уже проанализированных в ходе данной проверки.
Правомерно ли такое требование и какие возможны последствия, если отказать? ОТВЕТ: В этой ситуации требование о предоставлении оригиналов и копий договоров неправомерно. Теперь разберемся в деталях. Оригиналы первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов могут изъять только в рамках уголовно-процессуального закона (п. 85. 5 НКУ). Поэтому запрашивать оригиналы документов "на вынос" проверяющие не имеют права. Как вариант можно предложить им ознакомиться с необходимыми документами на месте. Однако в этой ситуации смущает то, что требование от органа государственной налоговой службы (далее — орган ГНС) поступило, когда проверка уже на исходе и относительно ранее проанализированных документов. В таком случае вырисовываются несколько возможных сценариев развития отношений. Причем зависят они от того, есть ли у предприятия акты или другие документы1, подтверждающие ознакомление налоговиков с документами во время проверки. Ежели подстраховаться нечем, то не исключено, что передачу договоров для ознакомления проверяющие могут впоследствии преподнести как первое знакомство с ними. Тогда включается в работу п. 44. 7 НКУ: если документы переданы органу ГНС менее чем за три дня до окончания проверки или орган ГНС получил направленные ему бумаги в указанный срок, то это основание для продления вышеупомянутой проверки. Если же документы получены им после окончания проверки, он имеет право не принимать решения по се результатам и назначить внеплановую проверку. Так что, предоставив документы в последние дни проверки в ответ на нехитрое письмо, предприятие на 99, 9% продлевает жизнь проверки до 15 рабочих дней, ежели оно крупный плательщик, до пяти — если субъект малого предпринимательства, а когда ни первый, ни второй — до 10 рабочих дней. Аналогичные сроки действуют и для внеплановых проверок, которые тоже еще можно продлить и/или приостановить (ст. 82 НКУ). Если же документов вообще не дать, даже вполне обосновано, то. по всей вероятности, налоговики посчитают, что у предприятия их вообще не было на дату составления отчетности (п. 44. 6 НКУ). Соответственно, легко тогда предугадать содержание акта проверки и последующие за ним налоговые уведомления-решения. Конечно, предприятие вправе подать копии "неучтенных" документов в течение трех дней со дня получения акта проверки, но и в этом случае его может настигнуть внеплановая проверка. 1 В том числе в электронной форме, например опись вложенных документов, которую составляет крупный налогоплательщик, предоставляя при проверке документы в электронной форме органу ГНС (Порядок предоставления документов крупного плательщика налогов в электронной форме при проведении документальной проверки, утвержденный приказом Минфина от 0711. 11 г. № 1393). На таком перепутье реально оказаться предприятию, если не побеспокоиться о доказательствах того, что налоговые инспекторы проработали предоставленные им документы во время плановой (внеплановой) проверки. Поэтому чтобы не очутиться в подобной ситуации в будущем, целесообразно передавать документы для ознакомления по акту приемки-передачи. Ведь п. 85. 3 НКУ так и предписывает: документы, которые содержат коммерческую тайну или конфиденциальные, передают для осмотра, изучения и возврата по акту в свободной форме, который подписывает должностное (служебное) лицо органа ГНС и плательщик (его представитель). А к конфиденциальным предприятие вправе отнести практически любые документы. Кроме того, режим доступа к ним оно устанавливает самостоятельно (ч. 2 ст. 21 Закона Украины "Об информации" от 02. 10. 92 г. № 2657-ХІІ). Словом, если закон дает такой шанс, то почему бы им не воспользоваться. Относительно копий финансово-хозяйственных документов, то, действительно, во время проведения проверок органам ГНС разрешено запрашивать заверенные плательщиком копии документов. Но не всех подряд, а только тех, которые свидетельствуют о нарушении требований налогового или другого законодательства, соблюдение которого контролируют органы ГНС. Об этом гласит п. 20. 1. 2 НКУ на который ссылаются сотрудники налоговой. Более того, к данной категории п. 85. 4 НКУ относит финансово-хозяйственные, бухгалтерские и другие документы, указывающие на сокрытие (занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов, сборов (обязательных платежей). А сами по себе хоздоговора никоим образом не подтверждают занижение налоговых обязательств. Итак, в этой ситуации предприятие вправе отказать в удовлетворении требования о предоставлении копий документов, но не на словах, а подготовив письменный аргументированный ответ. Глеб САЗОНОВ, юрист, г. Киев "Все о бухгалтерском учете" | |
По материалам: www.advocat-cons.info |
понедельник, 11 марта 2013 г.
Запрос налоговой о предоставлении документов в конце проверки: последствия для предприятия
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий