понедельник, 11 марта 2013 г.

Расходы на ремонт, приобретение запасных частей, техническое обслуживание автомобиля предпринимателя на общей системе. Можно или нет?


Я ФЛП на общей системе налогообложения, автоперевозчик. Почему не могу включить стоимость ремонта моих автомобилей, если эти затраты напрямую связаны с получением дохода. Можно ли оспаривать этот
вопрос? Чем обосновать свою позицию? Спасибо!
Сначала хотел просто дать короткий ответ, который заключался бы в описании позиции налоговой службы по этому вопросу. Но после более глубокого вникания в ситуацию у меня получился этот, довольно таки немаленький, пост. Следует сразу обратить внимание, что статья будет касаться не только расходов на содержание и техническое обслуживание автомобилей, но и также расходов на содержание и ремонт любых основных средств, используемых физическими лицами – предпринимателями на общей системе налогообложения в своей хозяйственной деятельности.

Позиция ГНСУ. Расходы на ремонт и содержание основных средств не являются расходами для предпринимателя на общей системе

В Единой базе налоговых знаний на официальном сайте ГНСУ есть такой вопрос: «Имеет ли право ФЛП отнести в состав расходов затраты, связанные с использованием транспортного средства (стоимость приобретения запасных частей, приобретение шин, техническое обслуживание и т.п.)?” Приобретение запасных частей и техническое обслуживание вполне можно назвать текущим ремонтом. Ответ на вопрос – не имеет права. Приведу основные тезисы ответа по ЕБНЗ:
  1. У предпринимателя нет основных средств, поскольку согласно статье 325 Гражданского кодекса субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Соответственно автомобилем владеет физическое лицо – гражданин, а не физическое лицо-предприниматель.
  2. Расходы на техническое обслуживание автомобиля относятся согласно п.138.1 ст.138 НКУ к прочим расходам, но не считаются расходами операционной деятельности.
  3. Пунктом 139.1.5 НКУ предусмотрено, что не включаются в состав расходов, в частности, расходы на приобретение, изготовление, строительство, реконструкцию, модернизацию и прочее улучшение основных средств и расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, а также с приобретением (изготовлением) нематериальных активов, подлежащих амортизации согласно ст. 144 – 148 НКУ, с учетом п. 146.11 и 146.12 ст. 146 и п. 148.5 ст. 148 НКУ.
  4. Как видно из пункта 3, налоговая служба отождествляет текущий ремонт с модернизацией или реконструкцией основных средств, подлежащих амортизации. А, как известно, ГНСУ против амортизации у предпринимателей на общей системе налогообложения.
Ну как можно согласиться с такой позицией, а тем более с аргументами, на которых она основывается?

Расходы на ремонт основных средств? «Другие» или «общепроизводственные» расходы?

Предприниматель на общей системе налогообложения может уменьшить свой общий налогооблагаемый доход (выручка в денежной и неденежной форме) на сумму документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с получением доходов. Согласно пункту 177.4 Налогового кодекса такие расходы должны соответствовать критериям расходов операционной деятельности согласно разделу III «Налог на прибыль».
К расходам операционной деятельности относятся расходы, определенные пунктами 138.4, 138.6 – 138.9, подпунктами 138.10.2 – 138.10.4 пункта 138.10, пунктом 138.11 Налогового кодекса.
Согласно пункту 138.8 НКУ в себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг относятся расходы, непосредственно связанные с производством таких товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в частности общепроизводственные расходы, относящиеся на себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставляемых услуг в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета (П(С)БУ).
Согласно части г) пункта 138.8.5 НКУ в состав общепроизводственных расходов включаются расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения.
Согласно части в) пункта 138.10.2 ПКУ в состав административных расходов включаются в том числе расходы на содержание основных средств, а также амортизация.
Как видим, расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт основных средств (в нашем случае эторасходы на приобретение запасных частей, техническое обслуживание и ремонт автомобиля) целиком и полностью относятся к общепроизводственным или административным расходам (в зависимости от того, для чего используется автомобиль). Эти затраты являются составляющей расходов операционной деятельности. На каком основании налоговая служба относит расходы на ремонт основных средств в прочие расходы (абз.3 пункта 138.1 НКУ), мне не понятно.

Право предпринимателя на общей системе на валовые расходы на стоимость ремонта основных средств

В начале статьи был вопрос: «Можно ли оспаривать это? Чем обосновать свою позицию?». Позицию налоговой службы вполне понятна. Теперь попробуем опровергнуть аргументы ГНАУ. Для этого стоит пройтись по пунктам ответа из Единой базы налоговых знаний.
1. Гражданский кодекс действительно не устанавливает такого субъекта права частной собственности, как физическое лицо предприниматель. Но, физическое лицо – предприниматель имеет полное право использовать собственное имущество в предпринимательской деятельности. Более того, ФЛП отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью всем своим имуществом (статья 52 ГК). Согласно статье 51 ГКУ к физическим лицам предпринимателям применяются нормативно – правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное прямо не установлено законом.
Пункт 14.1.138 Налогового кодекса дает определение основным средствам – это материальные активы, предназначенные налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности, стоимость которых превышает 2500 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года. Транспортные средства, с помощью которых предприниматель на общей системе налогообложенияосуществляет автомобильные перевозки, целиком и полностью подходят под это определение. Кроме того, в Налоговом кодексе нет прямой нормы, согласно которой предприниматель не может иметь основных средств.
2. Как было определено в предыдущей части статьи, расходы на ремонт, техническое обслуживание, приобретение запасных частей для автомобиля, относятся к общепроизводственным или административным расходам, которые включаются в расходы операционной деятельности.
3. Налоговая служба отождествляет расходы на текущий ремонт и содержание автомобиля с затратами на реконструкцию, модернизацию или иное улучшение основных средств. Что же такое затраты на модернизацию? Согласно пункту 14 П(С)БУ 7 «Основные средства» первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п.), что приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.
Ключевые слова здесь – увеличение будущих экономических выгод, ожидаемых от использования объекта. Увеличатся ли будущие экономические выгоды от использования автомобиля после того, как поменять стертые тормозные колодки? Будет ли предприниматель больше зарабатывать от перевозок после того, как заменит шины с летних на зимние? Таких примеров можно приводить очень много, но ответ прост: «Конечно же нет.». Расходы на приобретение запасных частей и техническое обслуживание автомобиля никоим образом не относятся к расходам на модернизацию.
4. ГНСУ против амортизации основных средств у предпринимателя на общей системе налогообложения, поскольку предприниматель не ведет бухгалтерского учета. Однако ни одна законодательная норма не запрещает предпринимателю вести этот самый учет. Подробнее об амортизации в ФЛП поговорим ниже, а также в следующей статье.

Право предпринимателя на валовые расходы на стоимость ремонта основных средств и амортизацию. Позиция суда

Все то, что сказано выше, конечно, очень красиво, но, по своей значимости, это нельзя сравнить с информацией, приведенной в решениях суда. Как всем известно, позиция суда – это позиция закона. Представляю вниманию читателей Постановление Донецкого апелляционного административного суда от 17 ноября 2011 года по делу №2а-0570/15348/11. Кто хочет, может найти полный текст постановления в реестре судебных решений, а кто не хочет искать, я выложил это решение на форуме.
В комментируемом судебном решении приведены аргументы, которые полностью перечеркивают позицию налоговой службы по расходам на ремонт основных средств а также амортизацию у предпринимателей на общей системе налогообложения. Приведу основные тезисы решения:
1. Норма пункта 177.4 НКУ является отправной нормой, которая указывает на то, что расходы субъекта хозяйствования, который не является плательщиком налога на прибыль, но предоставляет отчетность о доходах от занятия предпринимательской деятельностью, формируются в том же порядке как у плательщиков налога на прибыль.
Здесь также следует упомянуть и о правомерности позиции ГНСУ о применении предпринимателями на общей системе кассового метода признания расходов.
2. Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» предоставляет физическому лицу – предпринимателю право вести упрощенный учет доходов и расходов, при этом не лишает его права вести бухгалтерский учет валовых затрат на ремонт основных фондов, подлежащих амортизации и расходов на содержание основных средств, приобретение горюче-смазочных материалов. Итак, вывод налогового органа об отсутствии у истца права осуществлять учет основных средств и (как следствие) включать в валовые расходы стоимость улучшения основных фондов, является неверным.

Следует ли относить расходы на ремонт основных средств в состав валовых?

Как всегда, хочу обратить внимание предпринимателей на общей системе, что вышеприведенное решение суда никоим образом не изменяет официальную позицию налоговой службы о включении в состав валовых расходов стоимости ремонта основных средств а также амортизации.
При проведении проверки амортизация и ремонт скорее всего будут сняты с валовых расходов. Поэтому, если не хотим себе проблем, то амортизацию и ремонт основных средств в состав валовых расходов не относим. Если ситуация совсем критическая и без этих расходов не обойтись, то включаем их в состав валовых и отстаиваем на это право, вполне возможно, что и в суде. Вопрос в начале статьи звучал так: «Можно ли оспаривать этот вопрос? Чем обосновать свою позицию?». Ответ: «Можно, а аргументы приведены в статье».

Комментариев нет:

Отправить комментарий