четверг, 21 марта 2013 г.

Автогражданка: особенности налогообложения


Изменениями, внесенными Законом № 5090 в Закон № 1961 и Закон о страховании, существенно изменены правила обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (далее — автогражданка). Изменения направлены на повышение
социальной защищенности страхователей и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП), упрощение механизмов получения страхового возмещения, очищение рынка от неплатежеспособных компаний и мошенников, и, разумеется, — на дальнейшее развитие рынка автогражданки в Украине.
В данной статье предлагаем рассмотреть, что нового ожидается у страхователей и страховщиков, порядок и сроки выплат при ДТП, налоговый учет страховых операций и т. п.


Изменения для страхователей

Положительной новацией для страхователя является установление минимальных лимитов страховых выплат в случае гибели или травмирования граждан в ДТП.
Законом № 5090 гарантировано получение страховых выплат (в пределах минимального размера страхового возмещения) лицами, которые не смогут предъявить документы, подтверждающие расходы на восстановление их трудоспособности.
Так, за каждый день лечения пострадавший будет получать по меньшей мере 1/30 минимальной заработной платы на дату страхового события. Например, если минимальная заработная плата на 01.12.2012 г. составляет 1134 грн., то возмещение на лечение будет составлять за день не менее 38 грн. (1134 : 30).
В соответствии с новыми правилами в случае устойчивой утраты лицом трудоспособности, а именно установления инвалидности вследствие ДТП, если потерпевшее лицо не подтвердит больший размер причиненного ущерба, то Закон № 5090 будет предоставлять этому лицу возможность получить четко обусловленную сумму страхового возмещения, а именно: для І группы инвалидности и в случае смерти — в размере 36 минимальных заработных плат, для ІІ и ІІІ групп инвалидности — 18 и 12 минимальных заработных плат соответственно. Также предусмотрено страховое возмещение лицу, осуществившему расходы на погребение умершего, в размере 12 минимальных заработных плат при условии предоставления документов, подтверждающих эти расходы.
В настоящее время можно будет получить компенсацию за причиненный моральный ущерб. Раньше ее можно было уплатить только по решению суда. Теперьразмер возмещения морального ущерба потерпевшим гражданам будет составлять до 5% суммы страховой выплаты за ущерб, причиненный здоровью граждан, или 12 минимальных заработных плат за ущерб, причиненный смертью физического лица.
На законодательном уровне закреплен максимальный размер убытка, который составляет 50 тыс. грн. на одного пострадавшего относительно имущества и 100 тыс. грн. — относительно жизни и здоровья. Эти лимиты начали действовать еще в конце 2010 г., но раньше они регламентировались только нормативными актами Моторно-транспортного страхового бюро Украины (далее — МТСБУ), а теперь — Законом № 5090.
Еще одним положительным моментом является то, что Законом № 5090 оставлена скидка за безаварийный стаж (бонус-малус). Это пригодится страхователям, поскольку водители смогут и в дальнейшем рассчитывать на снижение стоимости полиса за безаварийность на дорогах.
Урегулированы вопросы относительно возмещения расходов на проведение восстановительного ремонта поврежденного имущества (транспортного средства) с учетом износа. Так, если возмещение расходов будет осуществляться непосредственно за счет потерпевшего лица (его представителя), сумма, соответствующая размеру оцениваемого ущерба, будет уменьшаться на сумму НДС (п. 32.2 ст. 32 Закона № 1961). При этом доплата в размере, не превышающем сумму этого налога, осуществляется при условии получения страховщиком или МТСБУ документального подтверждения факта оплаты проведенного ремонта. Указанные изменения начнут действовать с 04.02.2013 г.

Порядок и сроки выплат при ДТП

Порядок и сроки выплат при ДТП существенно изменены. Так, страховщик обязан осуществить выплату в течение 15 дней с момента согласования суммы выплаты с потерпевшим, но не позднее 90 дней со дня подачи заявления о компенсации.
Страховщик имеет право осуществлять выплаты без проведения экспертизы, если по результатам проведенного им осмотра поврежденного имущества страховщик и потерпевший достигли согласия о размере и способе осуществления страхового возмещения и не настаивают на проведении экспертизы поврежденного имущества.

Досрочное прекращение договора страхования

Нормы о досрочном прекращении договора страхования по инициативе застрахованного тоже претерпели определенных изменений. Сейчас страхователь по своей инициативе может расторгнуть договор автогражданки. При этом если отказ от договора связан с нарушением страховщиком условий страхования, то страхователю возвращаются взносы в полном объеме. А если страхователь прекращает действие полиса в связи с продажей автомобиля, страховщик обязан возвратить остаток страхового взноса, исчисленный пропорционально периоду страхования, который остался до истечения действия договора, с вычетом 20%. 
Кроме того, страхователь может продать авто вместе с полисом — договор страхования сохраняет действие до истечения своего срока и новому владельцу не нужно заключать другой договор. То же касается наследников умерших лиц и правопреемников прекращенных юридических лиц.

Ограничения для страхователя

Законом № 5090 предусмотрены некоторые ограничения для страхователя. Так, лицо, ответственное за ущерб, причиненный вследствие ДТП, обязано компенсировать страховщику 50%  выплаченного страхового возмещения в следующих случаях:
  • если страховщик осуществил страховое возмещение за ущерб, причиненный при использовании транспортного средства, в сфере, которая предусматривает большее значение корректирующего коэффициента, нежели определено договором страхования (например, когда авто используется в качестве такси);
  • если нарушены условия предоставления льготы в части уменьшения страхового платежа, предусмотренные в п. 13.2 ст. 13 Закона № 1961. При этом льготник должен лично руководить транспортным средством и ему не разрешено предоставлять платные услуги по перевозке пассажиров и багажа.
К сожалению, в Закон № 5090 не вошли изменения, касающиеся прямого урегулирования страховых случаев, что сделало бы рынок автогражданки более цивилизованным. Ведь при введении прямого урегулирования возмещать убытки пострадавшим будут компании, оформившие им страховой полис. Сегодня приходится искать страховщика виновника. Прямое урегулирование позволило бы значительно ускорить выплату страхового возмещения, сейчас же на это идет несколько месяцев.

Изменения для страховщиков

Страховщикам повышен минимальный размер отчислений в централизованные гарантийные фонды МТСБУ. Сроки повышения минимальных гарантированных взносов страховщиков продлены с одного до двух лет. За этот период взносы возрастут в пять раз для ассоциированных членов (500 тыс. евро), и до 1 млн. евро — для полных членов (ст. 51 Закона № 1961). 
При этом в случае банкротства страховщика или его ликвидации остальные денежные средства, уплаченные им в централизованные страховые резервные фонды МТСБУ, не могут быть включены в ликвидационную массу и остаются в централизованных страховых резервных фондах МТСБУ.
Законом № 5090 предоставлены новые полномочия МТСБУ. Так, с целью проверки финансового положения страховщика и достоверности полученной от него отчетности бюро имеет право назначать дополнительные аудиторские проверки страховщиков. В случае если вследствие аудиторской проверки установлен факт представления страховщиком недостоверной отчетности, расходы МТСБУ на аудиторскую проверку компенсируются страховщиком. Вместе с тем оно сможет устанавливать единые условия для перестрахования договоров автогражданки.
Кроме того, если МТСБУ в соответствии с правилами международной системы автомобильного страхования «Зеленая карта» было осуществлено возмещение ущерба за страховщика — члена объединения или за владельца либо пользователя зарегистрированного в Украине транспортного средства, который использовал за рубежом поддельный или измененный незаконным способом страховой сертификат «Зеленая карта» и вызвал ДТП, соответствующие расходы МТСБУ и выплаты из фонда страховых гарантий должны быть компенсированы ему такими лицами в полном объеме.
Изменениями, внесенными в Закон о страховании, предусмотрено, что для договоров международного обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств Кабинет Министров Украины устанавливает максимальные размеры страховых платежей, в пределах которых МТСБУ в свою очередь устанавливает обязательные для своих полных членов единые размеры страховых платежей по таким договорам. Кроме того, запрещено выезжать за пределы Украины без договора международного страхования, заключенного со страховщиком — полным членом МТСБУ, и сертификата «Зеленая карта».

Изменения для страховых агентов

С 04.11.2012 г. страховые агенты имеют право осуществлять посредническую деятельность по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности при условии их регистрации в МТСБУ в порядке, установленном уполномоченным органом по представлению МТСБУ (п. 49.3 ст. 49 Закона № 1961). Квалификационные требования к страховым агентам, необходимые для осуществления посреднической деятельности по автогражданке, также устанавливаются уполномоченным органом по представлению МТСБУ. Разумеется, это упорядочит рынок автогражданки и улучшит условия для конечных потребителей.

Налог на прибыль

Подпунктом  140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса предусмотрено, что к расходам плательщика налога относятся любые расходы по страхованию рисков гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, которые находятся в составе основных средств плательщика.
Следовательно, плательщик налога — страхователь имеет правовые основания включать в налоговые расходы сумму страховых платежей по договорам автогражданки, если такие транспортные средства используются в его хозяйственной деятельности и являются его собственностью или приобретены в финансовый лизинг.
Сумма страховых взносов должна быть в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора. Согласно Методике № 3259 для расчета страхового платежа по договорам автогражданки применяется не обычный страховой тариф, а размер базового страхового платежа, утвержденный Госфинуслуг по представлению МТСБУ. В настоящее время такой базовый страховой платеж составляет 180 грн.
Коректирующие коэффициенты и их размер установлены распоряжением № 566.
Что касается учета операций по выплате страхового возмещения потерпевшему предприятию, то согласно абзацу второму пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу плательщика налога — страхователя, то застрахованные убытки, понесенные таким плательщиком в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы на налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика за налоговый период их получения.
Таким образом, потерпевшее лицо, понесшее убытки, не может включить в налоговые расходы сумму застрахованных убытков. Однако сумма полученного страхового возмещения должна включаться в состав других доходов такого плательщика налога в соответствии с пп. 135.5.14 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса.
Вместе с тем плательщик налога — потерпевшее лицо может осуществить восстановление поврежденного основного средства. В таком случае расходы, связанные с ремонтом поврежденного основного средства, отражаются в налоговом учете согласно нормам п. 144.1 ст. 144 и п. 146.12 ст. 146 Налогового кодекса, а именно: сумма расходов на ремонт в пределах 10%  совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного периода включается в налоговые расходы, а в случае превышения этого лимита увеличивает первоначальную стоимость основного ремонтируемого средства.
Кроме того, ст. 36 Закона № 1961 предусмотрено, что страхователем или лицом, ответственность которого застрахована (то есть водителем), пострадавшему должна быть компенсирована сумма франшизы в полном объеме одновременно с выплатой страховщиком страхового возмещения. Согласно ст. 12 этого Закона размер франшизы не может превышать 2%  лимита ответственности страховщика, в пределах которого возмещается убыток. Добавим, что франшиза при возмещении ущерба, причиненного жизни или здоровью пострадавших, не применяется.
Следовательно, страховщик и страхователь несут солидарную ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб, страховщик возмещает третьему лицу стоимость ущерба, за исключением суммы франшизы, которую должен уплатить страхователь.
При внесении страхователем (виновным водителем) в кассу потерпевшего предприятия суммы в виде франшизы такая сумма считается доходом плательщика налога на прибыль на основании пп. 135.5.14 п. 135.5 ст. 135 Налогового кодекса.
Алексей Задорожный,
заместитель начальника Управления Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

  • Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
  • Закон о страховании — Закон Украины от 07.03.96 г. № 85/96-ВР «О страховании»
  • Закон № 1961 — Закон Украины от 01.07.2004 г. № 1961-ІV «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»
  • Закон № 5090 — Закон Украины от 05.07.2012 г. № 5090-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»
  • Распоряжение № 566 — распоряжение Госфинуслуг от 09.07.2010 г. № 566 «О некоторых вопросах осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»
  • Методика № 3259 — Методика определения обычной цены страхового тарифа, утвержденная распоряжением Госфинуслуг от 30.12.2004 г. № 3259

Комментариев нет:

Отправить комментарий