четверг, 28 марта 2013 г.

Налоговый и бухгалтерский учет претензий


В процессе ведения хозяйственной деятельности достаточно часто нарушаются условия договоров купли-продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ. Прежде всего, это проявляется в несоблюдении сроков поставки товаров, поставке и получении некачественных товаров (услуг), недостачах при перевозке, несвоевременном
поступлении оплаты. В результате допущенных нарушений условий договоров одна сторона несет убытки и имеет право предъявить к нарушителю претензию. Поэтому тема расчетов по претензиям актуальна всегда и для всех. Напомним основные моменты претензионной работы, отражения претензий в налоговом и бухгалтерском учете.
  
   Юридические аспекты
  
   Прежде всего, отметим, что порядок составления, предъявления и рассмотрения претензии урегулирован нормами статей 5 – 11 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ХПК) и 222 Хозяйственного кодекса Украины (ХК). При этом претензия является способом досудебного урегулирования хозяйственных споров. То есть, по сути, это письменное требование, адресованное к должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства и, при необходимости, компенсации понесенных убытков и оплате штрафных санкций. 
  
   Претензия должна содержать обязательные реквизиты, установленные нормами статьи 6 ХПК, в частности:
  
   • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым претензия предъявляется;
   • дата предъявления и номер претензии; 
   • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; 
   • доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 
   • ссылки на соответствующие нормативные акты; 
   • требования заявителя; 
   • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; 
   • перечень документов, прилагаемых к претензии, а также других доказательств
  
   К тому же претензия должна быть подписана уполномоченным лицом предприятия или их представителем, направлена должнику заказным или ценным письмом либо вручена под расписку.
  
   Следует отметить, что предприятие не обязано предъявлять претензию должнику, а имеет право непосредственно обращаться в суд. В Решении Конституционного Суда Украины от 09.07.2002 № 15-рп/2002 установлено, что право предприятия на обращение в суд за разрешением спора не может быть ограничено нормами законодательства. Следовательно, предъявление претензии по договору не является обязательной процедурой, а свободным волеизъявлением сторон, изложенным в договорной форме.
  
   Кроме того, за неисполнение требований, указанных в претензии, нормами законодательства никакая ответственность не предусмотрена, претензия лишь информирует о необходимости надлежащего выполнения условий договора, о компенсации понесенных убытков и начисленных штрафных санкциях.
  
   Напоминаем, что согласно нормам статей 193 ХК и 526, 527 Гражданского кодекса Украины (ГК) обязательство должно выполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям норм законодательства. То есть каждая сторона договора должна принять все меры для надлежащего выполнения ею обязательства, учитывая интересы второй стороны и обеспечения общехозяйственного интереса. Нарушение обязательств является основанием для применения хозяйственных санкций. 
  
   Порядок применения хозяйственных санкций в виде возмещения убытков регулируется нормами главы 25 ХК. То есть должник обязан возместить причиненные этим убытки. Законодательное определение термина «убытки» установлено нормами статьи 22 ГК. Они включают понесенные потери в связи с уничтожением или повреждением имущества, а также затраты, которые лицо сделало или должно сделать для восстановления своего нарушенного права (реальные убытки), и доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
  
   Кроме того, нормы ГК и ХК устанавливают следующие возможные правовые последствия в случае невыполнения или ненадлежащего условий договора: взыскание неустойки (штрафа, пени), процентов за несвоевременное исполнение обязательств, инфляционных потерь кредитора.
  
   Однако обращаем внимание, что нормы ХК не содержат определения понятия неустойки, штрафа и пени, уплачиваемых в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств. Для определения этих понятий необходимо руководствоваться положениями ГК. Так, норма статьи 549 ГК определяет неустойку (штраф, пеню) как денежную сумму или другое имущество, которые должник должен передать кредитору в случае нарушения должником обязательства. 
  
   Штраф – это неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы неисполненного или ненадлежащим образом исполненного обязательства. Пеня – это неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения. 
  
   Следует заметить, что при заключении договора стороны могут предусмотреть следующий порядок применения хозяйственных санкций, а именно: 
  
   • взыскание только штрафных санкций; 
   • взыскание ущерба помимо штрафных санкций; 
   • взысканию подлежат штрафные санкции либо возмещение ущерба. 
  
   В случае отсутствия условий договора о таком порядке применения санкций применяются общие положения законодательства. Так, по общему правилу пеня применяется за просрочку платежа. Штраф может быть применен также за исполнение обязательства с нарушением условий, определенных его содержанием.
  
   Кроме применения штрафных санкций нормы статьи 625 ГК предусматривает возможность взыскания с должника, который просрочил выполнение денежного обязательства, суммы долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также три процента годовых от просроченной суммы, если другой размер процентов не установлен договором или законом. Причем нормы статьи 232 ХК акцентируют внимание на том, что проценты за неправомерное пользование чужими деньгами взыскиваются на день уплаты этих средств, если законом не установлен для начисления процентов иной срок. 
  
   При этом должник, уплативший неустойку и возместивший убытки, причиненные нарушением обязательства, не освобождается от обязанности выполнить обязательства в натуре, если иное не установлено договором или законом.
  
   Наиболее распространёнными вариантами претензий являются претензии покупателя к поставщику по несоответствию качества поставленных ТМЦ условиям договора, нарушению ассортимента, комплектности, бракованной продукции, недостаче грузов при их перевозке, а также многим другим причинам, а также продавца к покупателю относительно своевременной и полной оплате денежных средств за приобретенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
  
   При этом обращаем внимание, что в первом случае надо внимательно принимать товары по количеству и качеству и правильно оформлять акты приемки, являющиеся одними из основных документов, подтверждающими результаты приемки.
  
   Порядок и сроки приемки товаров, документальное оформление регламентируются нормами ГК, ХК, Инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными постановлениями Госарбитража при СМ СССР от 15.06.1965 № П-6 (Инструкция № П-6) и от 25.04.1966 № П-7 (Инструкция № П-7), а также условиями договоров (купли-продажи, поставки, комиссии и др.).
  
   Однако, как разъяснило Министерство экономики Украины в письме от 11.10.2005 № 81-16/712, полное применение Инструкций № П-6 и П-7 не является обязательным, а лишь в случае, когда стороны договора поставки не урегулировали вопрос о порядке приемки-передачи продукции. Тем не менее, действие этих Инструкций распространяется на территорию Украины, на основании постановления ВРУ от 12.09.1991 № 1545-ХІІ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР». Данным нормативным документом предусмотрено, что «до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины».
  
   Так, если при приеме товара при участии представителя поставщика установлена недостача, то это отражается в акте приемки, который подписывают все представители сторон и утверждает руководитель предприятия-получателя. В акте приемки также могут указываться результаты замеров, состояние внешнего вида, целостность упаковки и т. п. При этом акт может составляться по стандартной форме М-7, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 21.06.1996 № 193, а также может быть использована и другая форма, предусмотренная условиями договора.
  
   В таком случае покупатель направляет поставщику претензию, прилагая к ней акты приемки-передачи товара по количеству и качеству, заключения технической экспертизы (в случае бракованных товаров), расчет убытков от недопоставки товаров и т. п. В претензии должны кратко отражаться суть спорного вопроса, технико-технологическое содержание нарушений, нормативные основания для разрешения спора; требования покупателя относительно замены некачественных товаров, возврата уплаченных сумм, возмещения ущерба, расчет штрафных санкций и т. д.
  
   Таким образом, в данном случае необходимыми документами, прилагаемыми к претензии о недостаче товаров, являются (в соответствии с нормами Инструкции № П-6):
  
   • копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т. е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);
   • упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место;
   • квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;
   • пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;
   • подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, - его копия;
   • документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;
   • документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;
   • другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, коммерческие акты и др.);
   • к акту приемки скоропортящейся продукции - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика при выгрузке груза средствами грузополучелей на местах общего пользования.
  
   Следует отметить, что в соответствии с нормами статьи 7 ХПК претензия рассматривается в течение месяца, а в случае, если обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-производителем, претензии, связанные с качеством и комплектностью товара, рассматриваются в течение двух месяцев. 
  
   При рассмотрении претензии предприятия по необходимости имеют право сверить расчеты, провести судебную экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора. Акт сверки взаимных расчетов является важным доказательством в суде, если он содержит ссылки на первичные документы и подписанный уполномоченными представителями сторон.
  
   О результатах рассмотрения претензии заявитель должен быть уведомлен письменно. Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом или представителем получателя претензии и направляется заявителю заказным или ценным письмом или вручается ему под расписку. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии получателю возвращаются приложенные им в претензии оригиналы документов, и направляется мотивированное письмо о причинах отказа.
  
   Кроме того, согласно нормам статьи 8 ХПК в ответе на претензию указываются: 
  
   • полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, организации, которые дают ответ, и предприятия или организации, которым направляется ответ, 
   • дата и номер ответа, дата и номер претензии, на которую дается ответ; 
   • если претензия признана полностью или частично, - признанная сумма, название, номер и дата расчетного документа на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке; 
   • если претензия отклонена полностью или частично, - мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отклонение претензии; 
   • перечень прилагаемых к ответу документов и других доказательств.
  
   Налоговый учет
  
   Налог на добавленную стоимость

  
   Как мы знаем, в соответствии с нормами пункта 188.1 Налогового кодекса (НК) база налогообложения операций по поставке товаров / услуг определяется, исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен. При этом договорная (контрактная) стоимость включает любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются налогоплательщику непосредственно покупателем или через любое третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров / услуг.
  
   Следует отметить, что начисление и получение от должника сумм хозяйственных санкций (сумм обеспечений договорных обязательств) в соответствии с нормами статей 546, 549 ГК не считается компенсацией стоимости товаров / услуг, и следовательно, не включается в базу налогообложения НДС. 
  
   Представители ГНСУ в Обобщающей налоговой консультации о включении в базу обложения налогом на добавленную стоимость и состав расходов средств, полученных как сумма штрафа за задержку оплаты или поставки товаров / услуг, утвержденной приказом от 06.07.2012 № 590 (приказ № 590), сообщили, что «Суммы средств, полученные как сумма штрафа и / или неустойки или пени, потерь от инфляций за весь период просрочки денежного обязательства, 3 процента годовых от просроченной суммы (или иной процент, установленный договором), которые покупатель платит поставщику случае задержки оплаты за товары / услуги, не изменяют базу налогообложения НДС поставленных товаров / услуг». То есть при получении от покупателя сумм штрафов, пени и неустойки у продавца не возникает налоговое обязательство по НДС.
  
   Аналогично, «суммы средств, уплачиваемых в виде штрафов и/или неустойки или пени, потери от инфляций за весь период просрочки поставки, 3 процентов годовых от стоимости несвоевременно поставленных товаров/услуг (или другой процент, установленный договором) при задержке поставки товаров/услуг покупателю, не меняют базу поставленных товаров/услуг». То есть при уплате поставщиком сумм штрафов, пени и неустойки база налогообложения НДС не меняется.
  
   Налог на прибыль
  
   В соответствии с нормами пункта 137.13 НК суммы полученных штрафов, пени, неустойки (по решению сторон договора, соответствующих государственных органов или суда), включаются в состав доходов предприятия по дате их фактического поступления.
  
   Наряду с приведенными нормами, нормы подпункта 136.1.5 НК разрешают не включать в состав доходов, суммы средств или стоимость имущества, полученные по решению суда или в результате удовлетворения претензий как компенсация прямых расходов или убытков, понесенных предприятием в результате нарушения его прав и охраняемых законом, а также суммы возмещения морального вреда по решению Европейского суда, если они не были отнесены предприятием в состав расходов или возмещены за счет средств страховых резервов. 
  
   Следовательно, в налоговом учете предприятию необходимо четко отделить суммы неустойки от сумм возмещения прямых расходов или убытков.
  
   В то же время суммы штрафов, пени, неустойки, подлежащих оплате, не включаются в состав расходов предприятия – должника на основании норм 139.1.11 НК. Аналогичное мнение высказано представителями ГНСУ в приказе № 590.
  
   Таким образом, кредитор на дату получения от должника суммы неустойки (штрафов, пени) должен увеличить на эту сумму доходы, а должник, уплативший такие суммы, не будет иметь права на включение таких сумм в расходы для целей налогообложения прибыли. 
  
   Бухгалтерский учет
  
   Относительно предъявленных и полученных штрафов, пени, неустойки, компенсации убытков и других хозяйственных санкций, можно сказать следующее.
  
   Обращаем внимание, нормами пункта 5 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность», утвержденного приказом МФУ от 08.10.1999 № 237, предусмотрено, что дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономических выгод и может быть достоверно определена ее сумма. Поэтому предприятие должно отразить в учете неустойку за нарушение хозяйственных договоров, признанную должником или по которой есть решения суда, как дебиторскую задолженность. 
  
   Для ведения учета расчетов по претензиям, которые предъявлены поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по расчетам по штрафам, пене, неустойкам, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом МФУ от 30.11.1999 № 291 (Инструкция № 291), предназначен субсчет 374 «Расчеты по претензиям». Причем по дебету этого субсчета отображается возникновение дебиторской задолженности по вышеуказанным расчетам, по кредиту – ее погашение денежными средствами, ТМЦ или другими видами активов.
  
   Возникновение дебиторской задолженности практически всегда связано с признанием дохода, следовательно, на дату признания должником неустойки, штрафов, пени или решения суда, у предприятия возникает доход. Этот доход аккумулируется на субсчете 715 «Полученные штрафы, пени, неустойки».
  
   Что касается сумм штрафов, пени, неустойки, компенсации убытков, подлежащих уплате и оплаченных, следует отметить следующее.
  
   Согласно нормам пункта 5 П(С)БУ 11 «Обязательства», утвержденного приказом МФУ от 31.01.2000 № 20, обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения. То есть у предприятия – должника появляются обязательства, то есть задолженность, возникшая в результате прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, которые воплощают в себе экономические выгоды.
  
   Для ведения учета должником признанных экономических санкций за невыполнение предприятием законодательства и условий договоров Инструкцией № 291 предназначен субсчет 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки». 
  
   Елена Иванова, сертифицированный аудитор
   специально для Бухгалтер 911

Комментариев нет:

Отправить комментарий