КВАРТАЛЬНАЯ ФИНОТЧЕТНОСТЬ:
основные моменты предоставления за I квартал 2013 года
Неуклонно приближается срок предоставления финотчетности за I квартал. В этот раз она впервые будет заполняться в особом формате, приближенном к международным стандартам. И поскольку для бухгалтеров такой порядок
непривычен, возникают вопросы с ее заполнением. На них мы ответим в данной статье.
Газета «Бухгалтерская неделя»
Влада КАРПОВА
Влада КАРПОВА
Порядок предоставления финотчетности за I квартал
Перечень лиц, обязанных предоставлять квартальную финотчетность, регламентируется Порядком № 419 иНКУ, в соответствии с которыми финотчетность за I квартал 2013 года предоставляют:
1) в органы статистики — все юридические лица за исключением:
— юридических лиц, соответствующих критериям из п. 154.6 НКУ, т. е. «нулевщиков»;
— юридических лиц, являющихся субъектами микропредпринимательства. В соответствии с п. 3 ст. 55 ХКУ к таковым относятся юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 10 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.
Указанные лица предоставляют только годовую финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства (СМП): «нулевщики» и «единщики» по формам № 1-мс и 2-мс, остальные СМП — по формам № 1-м, № 2-м (п. 2 Порядка № 419).
Все лица, за исключением вышеуказанных, подают в органы статистики финотчетность за I квартал не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 Порядка № 419), т. е. не позднее 25 апреля 2013 года;
2) в органы ГНС — только лица, подающие Налоговую декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2013 года, за исключением предприятий, относящихся к СМП. Согласно п. 3 ст. 55 ХКУ к СМП относятся юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ*. Таким образом, если ваше предприятие не подает Налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам квартала, то и подавать органам ГНС финотчетность по итогам квартала не нужно.
* Подробнее о порядке определения этих критериев см. статью «Финотчетность за 2012 год: актуальные вопросы» // «БН», 2013, № 2, с. 22.
В итоге необходимость подачи финотчетности за I квартал 2013 года в орган ГНС может возникнуть у налогоплательщиков**, у которых (при соблюдении одновременно двух условий): (1) доходы, учитываемые при определении объекта налого-обложения за 2012 год превысили 10 млн грн., при этом средняя численность работников превысила 50 человек либо сумма дохода от любой деятельности превысила сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ (независимо от количества лиц) и при этом (2) в 2012 году была прибыль, а в I квартале 2013 года — был убыток. Если такие лица принимают решение о предоставлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2013 года (п. 57.1 НКУ), то в органы ГНС подается и квартальная финотчетность не позднее 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п. 4 Порядка № 419), т. е. не позднее 10 мая 2013 года.
** За исключением неприбыльных учреждений (организаций), налогоплательщиков, зарегистрированных в течение 2013 года (вновь образованных) и производителей сельскохозяйственной продукции. Подробнее см. консультацию «Общие» авансы по налогу на прибыль: требования НКУ и позиция ГНСУ» // «БН», 2013, № 10, с. 18.
Квартальная финотчетность подается:
— СМП в составе форм № 1-м, № 2-м, а «единщиками» — в составе форм № 1-мс, № 2-мс. Они по-прежнему руководствуются при составлении финотчетности П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» (исходя из п. 2 разд. II НП(С)БУ 1 нормы этого документа на СМП не распространяются). При этом согласно п. 3 разд. І П(С)БУ 25 в текущем 2013 году П(С)БУ 25 применяют: вновь созданные предприятия, а также предприятия, которые по результатам деятельности за прошлый 2012 год и за I квартал 2013 года соответствовали критериям СМП;
— остальными лицами (не относящимися к СМП) в составе Баланса (Отчета о финансовом состоянии) по форме № 1 и Отчета о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе) по форме № 2, предусмотренныхНП(С)БУ 1.
Это следует из норм ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете, в соответствии с которыми промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах.
Отдельный вопрос касается лиц, предоставляющих финотчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Напомним, что за I квартал 2013 года финотчетность по МСФО составляют следующие лица:
— в обязательном порядке публичные акционерные общества, банки, страховщики, предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по таким видам: предоставление финансовых услуг, кроме страхования и пенсионного обеспечения (раздел 64 КВЭД ДК 009:2010), за исключением деятельности по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010), а также негосударственное пенсионное обеспечение (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);
— в добровольном порядке — любые лица, для которых это предусмотрено учетной политикой.
Порядок предоставления квартальной отчетности, которая классифицируется как промежуточная, регламентируется МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Согласно МСБУ 34 квартальная финотчетность может состоять:
1) из полного комплекта финотчетности, в состав которого включаются (параграф 5 МСБУ 34):
— отчет о финансовом состоянии на конец периода;
— отчет о совокупных доходах за период;
— отчет об изменениях в собственном капитале за период;
— отчет о движении денежных средств за период;
— примечания, которые содержат сокращенное изложение существенных учетных политик и другую объяснительную информацию;
— отчет о финансовом состоянии на начало наиболее раннего сравнительного периода, когда субъект хозяйствования применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, или когда он переклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности;
2) из комплекта сокращенной финотчетности, в состав которого входят как минимум такие компоненты (п. 8 МСБУ 34):
— сокращенный отчет о финансовом состоянии;
— сокращенный отчет о совокупных доходах, поданный как сокращенный единый отчет или сокращенный отдельный отчет о прибылях и убытках и сокращенный отчет о совокупных доходах;
— сокращенный отчет об изменениях в собственном капитале;
— сокращенный отчет о движении денежных средств;
— некоторые объяснительные примечания.
Между тем отечественная практика пошла иным путем. Так, ни органы статистики, ни органы ГНС, ни даже НБУ от банков не требовали предоставления квартальной финотчетности по МСФО в «полном» комплекте. Как и обычные предприятия, эти лица предоставляли ранее квартальную финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Не предусмотрено особого «сокращенного» комплекта квартальной финотчетности и вНП(С)БУ 1. Впрочем, это возможно реализовать путем отражения в финотчетности информации в сокращенном формате, т. е. с указанием в ней только той информации, которая предусмотрена в МСБУ 34.
Хотя, по всей видимости, практика останется прежней — «МСФОшники» будут представлять усеченный комплект квартальной финотчетности в составе форм № 1 и № 2. Но в этом случае необходимо учесть нормы п. 19 МСБУ 34, в соответствии с которыми: «Промежуточный финансовый отчет не следует характеризовать как соответствующий МСФО, если он не отвечает всем требованиям МСФО». То есть предприятие не имеет права указывать в пояснениях, что составленный таким образом промежуточный финотчет соответствуетМСФО.
Подытожим изложенное (см. табл. 1).
Таблица 1. Порядок предоставления финотчетности за I квартал 2013 года
Субъект хозяйствования
|
Порядок предоставления финотчетности за I квартал 2013 года
| |
в органы статистики
|
в орган ГНС
| |
1. Субъекты микропредпринимательства — юридические лица
|
Х
|
Х
|
2. Юридические лица «нулевщики» (п. 154.6 НКУ)
|
Х
|
Х
|
3. Субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые соответствовали критериям СМП по результатам 2012 года и в I квартале 2013 года, а также вновь созданные в I квартале 2013 года (за исключением указанных в п.п. 1, 2 этой таблицы)
|
Подают финотчетность по П(С)БУ 25 в составе форм № 1-м, № 2-м «единщики» — в составе форм № 1-мс, № 2-мс не позднее 25.04.13 г.
|
Х
|
4. Плательщики налога на прибыль (за исключением указанных в п. 1, 2, 3 этой таблицы), у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения за 2012 год превысили 10 млн грн. и при этом в 2012 году была прибыль, а в I квартале 2013 года — был убыток. Если такие юридические лица принимают решение о предоставлении декларации за I квартал 2013 года (п. 57.1 НКУ)
|
Подают финотчетность по НП(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 25.04.13г.
|
Подают финотчетность по НП(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 10.05.13 г.
|
5. Остальные юридические лица (за исключением указанных в п.п. 1 — 4 этой таблицы)
|
Подают финотчетность по НП(С)БУ 1 в составе форм № 1, 2 не позднее 25.04.13г.
|
Х
|
Общий порядок заполнения нового финотчета
Определение понятий. В ранее действующих П(С)БУ приводились определения понятий, используемых для составления финотчетности. К сожалению, в Н(П)СБУ 1 «воспроизведены» далеко не все определения, в связи с чем возникают вопросы с классификацией отдельных статей финотчетности. К примеру, в Н(П)СБУ 1 нет критериев разграничения текущей и долгосрочной задолженности. Эти пробелы Минфин постарался заполнить в Метод-рекомендациях № 433*.
* Обратите внимание: согласно п. 1.1 Методрекомендаций № 433 этот документ имеет рекомендательный (а не обязательный) статус и может применяться предприятиями, организациями и другими юридическими лицами всех форм собственности (кроме банков, бюджетных учреждений и предприятий, которые в соответствии с законодательством применяют МСФО).
В частности, применительно к классификации задолженности в п. 2.13 Методрекомендаций № 433приводится определение, аналогичное ранее применяемому в п. 4 П(С)БУ 2 «Баланс»: «В статье «Долгосрочная дебиторская задолженность» отражается задолженность физических и юридических лиц, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после двенадцати месяцев с даты баланса».
Единицы измерения. Как и ранее, единицей измерения заполнения финотчетности являются тыс. грн. без десятичного знака. На это указано в шапке финотчетности.
Вписываемые строки. Перечень обязательных строк финотчетности существенно сократился. Это связано с международной практикой, в которой предприятия имеют свободу выбора состава статей финотчетности, для нас же такой порядок непривычен.
Причем следует учесть, что изменился сам подход к включению «вписываемых строк» в состав финотчетности. Перечень вписываемых строк приведен в приложении 3 к Н(П)СБУ 1. Все вписываемые строки можно разделить на две группы:
1) строки, в которых приводится дополнительно информация касательно статей финотчетности, индивидуальных (специфичных) для субъектов хозяйствования. Такие строки приводятся только теми субъектами, у которых есть соответствующая информация. В частности, в формах № 1 и № 2 многие вписываемые строки касаются деятельности страховщиков, а также есть строки, заполняемые негосударственными пенсионными фондами.
Кроме того, в некоторых вписываемых строках приводится информация, характерная для всех субъектов хозяйствования, но в разрезе отдельных операций, которые имеются не у всех. Например, это относится к таким строкам:
— стр. 1120 (векселя полученные);
— стр. 1140 (дебиторская задолженность по расчетам по начисленным доходам);
— стр. 1145 (дебиторская задолженность по расчетам по внутренним расчетам).
Эти строки субъекты хозяйствования вписывают в финотчетность в тех случаях, когда указываемая в них информация у них есть;
2) строки, в которых предприятие детализирует информацию, приведенную в иных строках финотчетности. Следуя заложенному в МСБУ 1 подходу, предприятие отражает отдельно в финотчетности только те статьи, информацию о которых оно признает существенной. Это подтверждается и вМетодрекомендациях № 433. То есть в части таких строк предприятие самостоятельно исходя из своей учетной политики принимает решение о необходимости детализации конкретной статьи. Например, применительно к информации, указываемой в статье «Запасы» (стр. 1100), предприятие самостоятельно должно принять решение о необходимости отражения в финотчетности детальной информации в разрезе статей:
— стр. 1101 (производственные запасы);
— стр. 1102(незавершенное производство);
— стр. 1103 (готовая продукция);
— стр. 1104 (товары).
Подробнее об этом мы расскажем ниже, а сейчас обратим внимание на следующее. Отличить первую группу вписываемых строк (назовем их обязательными) от второй группы (назовем их «детализирующие») можно по тому, включается конкретная вписываемая строка в итог финотчета или нет. Если строка включается в итог, то при наличии у предприятия информации для ее заполнения такую статью обязательно нужно приводить в финотчетности: иначе итоговые суммы «не сойдутся».
И наоборот, «детализирующие» статьи, даже при наличии в них информации, предприятие вправе не приводить в финотчетности. Основной их признак состоит в том, что они не включаются в итоговые показатели финотчетности (т. е. это строки «в том числе»).
К примеру, если у предприятия есть информация по статье «Векселі одержані» (стр. 1120), то ему необходимо вписать эту строку в Баланс (иначе итог Баланса не сойдется). А вот если предприятие приняло решение не детализировать в финотчетности информацию в разрезе статьи «Запаси» (стр. 1100), оно может строки 1101 — 1104 в Балансе не приводить.
Между тем ситуацию осложняет то, что в финотчетности далеко не везде применительно к «детализирующим» строкам указывается фраза «в том числе». В связи с этим информацию о том, включается соответствующая статья в итог финотчетности или нет, можно почерпнуть только из Метод-рекомендаций № 433 и Проекта Методрекомендаций по сопоставимости*. С целью облегчения заполнения финотчетности мы отдельно по каждой строке в Шпаргалке бухгалтера (с. 19) приводим информацию о том, включается она в итог или нет.
* См. Проект «Про затвердження Змін до Методичних рекомендацій з перевірки порівнянності показників фінансової звітності» на сайте МФУ (minfin.gov.ua) по ссылке «Законодавство та регуляторна діяльність» → «Обговорення проектів документів» → «Проекти нормативно-правових актів для обговорення».
Еще раз обращаем внимание: те статьи, в отношении которых есть пометка «Не включается в итог», относятся к «детализирующим» строкам и предприятие имеет право в финотчетности их не указывать.
Последовательность предоставления информации. Если предприятие принимает решение касательно отражения в финотчетности «детализирующих» строк, то оно должно учесть, что такой же формат должен быть сохранен в отношении финотчетности, предоставляемой за последующие периоды. В НП(С)БУ 1 об этом ничего не говорится, а в МСБУ 1 указано следующее (см. «Последовательность предоставления информации»).
Последовательность предоставления информации
Извлечение из МСБУ 1
«Последовательность представления
45. Субъект хозяйствования хранит представление и классификацию статей в финансовой отчетности от одного периода к другому, если только:
а) не является очевидным (в результате существенного изменения в характере операций субъекта хозяйствования или обзора его финансовой отчетности), что другое представление или другая классификация будут более уместными с учетом критериев по выбору и применению учетных политик в МСБУ 8;
б) МСФО не требует изменения в представлении.
46. Например, существенное приобретение или выбытие либо обзор представления финансовой отчетности может указывать на необходимость подавать финансовую отчетность другим способом. Субъект хозяйствования изменяет представление своей финансовой отчетности, только если измененное представление предоставляет информацию, являющуюся обоснованной и более уместной для пользователей финансовой отчетности, и, скорее всего, пересмотренная структура будет сохраняться и в дальнейшем, что не будет нарушать сопоставимость информации. Внося такие изменения в представление, субъект хозяйствования переклассифицирует сравнительную информацию в соответствии с параграфами 41 и 42».
|
И хотя изложенное касается годовой финотчетности, учитывая то, что промежуточная финотчетность является основой для ее составления, избранную классификацию статей желательно сохранять и применительно к промежуточной финотчетности.
Изменение названий строк. Возможность добавления в финотчетность непредусмотренных строк отечественными разработчиками не предусмотрена. Так, согласно п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1 предприятия имеют право: «добавлять статьи с сохранением их названия и кода строки из перечня дополнительных статей финансовой отчетности, приведенных в приложении 3 к этому Национальному положению (стандарту), в случае если статья соответствует следующим таким критериям:
информация является существенной;
оценка статьи может быть достоверно определена».
То есть вписывать в финотчетность можно только те строки, которые указаны в приложении к НП(С)БУ 1, что не соответствует международной практике, в частности п. 86 МСБУ 1.
«Пустые» строки. По новым правилам п. 4 разд. ІІ НП(С)БУ 1 предприятия могут не приводить статьи, по которым отсутствует информация к раскрытию (кроме случаев, если такая информация была в предыдущем отчетном периоде). Это подтверждается и в Методрекомендациях № 433.
Это означает, что те строки, по которым у предприятия отсутствует информация (в том числе и не вписываемые из приложения 3 к НП(С)БУ 1), предприятие имеет право не указывать в финотчетности. И хотя такая практика соответствует МСФО, у нас она вряд ли «приживется», поскольку финотчетность, как правило, заполняется в автоматизированном порядке по приведенным в НП(С)БУ 1 формам. Да и вряд ли госорганам понравится финотчетность в «усеченном» формате. Исходя из этих позиций, можно по-прежнему указывать в финотчетности все предусмотренные в ней строки (в том числе и не содержащие показателей) с прочерками (при отсутствии информации), а вписываемые строки приводить по мере необходимости.
«Вычитаемые» показатели финотчетности, как и ранее, приводятся в скобках, что следует из п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 1, в котором говорится, что: «Показатели о налоге на прибыль, расходах и убытках, вычетах из дохода, выбытии средств, уменьшении составляющих собственного капитала приводятся в скобках».
Сопоставимость показателей. На данный момент неясно, позволит ли Минфин не заполнять показатели в новом финотчете за предыдущие периоды (2012 год) или нет. Ранее такая практика имела место, но в этот раз может быть иначе.
Так, в п. 20 МСБУ 34 говорится об обязательности указания в промежуточной финотчетностисравнительной информации применительно к предыдущему году. Кроме того, в п. 5 разд. ІІІ НП(С)БУ указано, что: «Предпосылкой сопоставимости является приведение соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях».
Поэтому вполне возможно, что в этот раз послаблений не будет и предприятиям придется переклассифицировать соответствующую информацию за предыдущий период. Для этого в Шпаргалке бухгалтера (с. 19) мы привели соответствие строки старых форм № 1 и № 2 (см. графы 4 и 5) и новых (см. графы 1 и 2).
Отчетный период. Как и ранее, Баланс предприятия (форма № 1) составляется на конец последнего дня отчетного периода (за I квартал 2013 года — на 31 марта 2013 года). Все остальные формы (№№ 2, № 3 и № 4) составляются за определенный период (например, за I квартал 2013 года). Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, которая охватывает определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ).
Существенные статьи финотчетности — как выбрать
Выше мы уже говорили, что в части «детализирующих» строк предприятия вправе самостоятельно выбрать, какие из них следует приводить в финотчетности, а какие — нет. Вместе с тем такой выбор должен бытьзакреплен в Приказе об учетной политике*, в который следует внести соответствующие изменения.
* О его разработке читайте в статье «Учетная политика-2013: актуальные вопросы» // «БН», 2013, № 1, с. 23.
В НП(С)БУ 1 сказано, что «…существенная информация — информация, отсутствие которой может повлиять на решение пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности и руководством предприятия». Основной принцип состоит в том, что в соответствии с МСБУ 1 предприятие должно приводить в финотчетности только те статьи, которые оно считает существенными (см. «Какие статьи считаются существенными по МСФО» на с. 41).
Какие статьи считаются существенными по МСФО
Извлечение из МСБУ 1
«29. Субъект хозяйствования подает отдельно каждый существенный класс подобных статей. Субъект хозяйствования подает отдельно статьи отличного характера либо функции, кроме случаев, когда они являются несущественными.
30. Финансовая отчетность является результатом обработки большого количества операций или других событий, которые объединяют в классы согласно их характеру либо функции. Заключительным этапом в процессе объединения в группы и классификации является представление сжатых и классифицированных данных, формирующих строки в финансовой отчетности. Если отдельная строка не является существенной, ее объединяют в группы с другими статьями непосредственно в этих отчетах или в примечаниях. Статья, не являющаяся достаточно существенной, чтобы было оправданным отдельное ее представление в финансовых отчетах, может, однако, быть достаточно существенной для того, чтобы подать ее отдельно в примечаниях.
31. Субъекту хозяйствования не нужно представлять конкретное раскрытие, которое требует МСФО, если такая информация является несущественной.
Извлечение из МСБУ 34
23. Решая, каким образом признавать, оценивать, классифицировать либо раскрывать статью с целью промежуточной финансовой отчетности, существенность следует определять относительно финансовых данных за промежуточный период. Оценивая существенность, нужно признать, что определение данных за промежуточный период может базироваться на предыдущих оценках в более значительной мере, чем определение годовых финансовых данных.
24. МСБУ 1 и МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки» определяют статью как существенную, если ее пропуск или неправильное отражение может повлиять на экономические решения пользователей финансовой отчетности. МСБУ 1 требует отдельного раскрытия существенных статей (например, прекращенных видов деятельности), а МСБУ 8 требует раскрытия изменений в учетных оценках, ошибок и изменений в учетных политиках. Оба указанных стандарта не содержат количественного руководства по существенности.
25. Хотя при оценке существенности при составлении финансовой отчетности всегда следует делать суждение, в этомСтандарте решение о признании и раскрытии информации за промежуточный период непосредственно основывается на данных за промежуточный период для понятности промежуточных цифр. Так, например, необычные статьи, изменения в учетных политиках или в предыдущих оценках, а также ошибки признаются и раскрываются исходя из критерия существенности в соответствии с данными промежуточного периода, во избежание обманчивых выводов, которые могут быть следствием нераскрытия информации. Главная цель — обеспечить отражение в промежуточном финансовом отчете всей информации, уместной для понимания финансового состояния субъекта хозяйствования и результатов его деятельности в течение промежуточного периода».
|
Таким образом, исходя из специфики конкретного предприятия и собственного суждения управленческого персонала, предприятие должно самостоятельно принять решение о том, какую информацию в финотчетности следует считать существенной и подавать «развернуто» (путем отражения во вписываемых «детализирующих» строках). Как видим, в МСФО никаких количественных критериев применительно к определению существенности информации не приводится.
У нас же действует письмо МФУ от 29.07.03 г. № 04230-04108, в котором указываются количественные критерии существенности информации. Следует заметить, что приведенные в этом письме критерии являются именно рекомендательными и предприятие вправе самостоятельно решить, руководствоваться ими или нет.
Впрочем, количественные характеристики действительно влияют на существенность информации, что подтверждается и нормами параграфа 7 МСБУ 1, согласно которым: «пропуск либо искажение статей является существенным, если они могут (отдельно или в совокупности) влиять на экономические решения, которые принимают пользователи на основании финансовой отчетности. Существенностьзависит от размера и характера пропуска либо искажения, которые оцениваются при конкретных обстоятельствах. Размер или характер статьи либо их сочетание может быть определяющим фактором».
В любом случае предприятию необходимо в Приказе об учетной политике установить критерии существенности информации применительно ко всем «детализирующим» строкам финотчетности.
При этом можно воспользоваться рекомендациями из п. 7 письма МФУ от 29.07.03 г. № 04230-04108касаемо того, что при определении существенности отдельных статей за порог существенности может приниматься доля соответствующей статьи в базовом показателе. За базовый показатель рекомендуется принять:
— для статей Баланса — сумму собственного капитала и итог соответствующего класса активов или обязательств;
— для статей Отчета о финансовых результатах — сумму прибыли (убытка) от операционной деятельности или сумму дохода или расходов за отчетный период;
— для статей Отчета о движении денежных средств — чистое движение денежных средств (поступление или расход) соответственно от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности за отчетный период.
То есть предприятие имеет право самостоятельно выбрать и установить в Приказе об учетной политикеколичественный порог, при котором информация является существенной и подлежит раскрытию в финотчетности в составе «детализирующих» строк. Если предприятие имеет намерения приводить все вписываемые «детализирующие» строки, то порог существенности можно установить в минимальном размере, в обратной ситуации он должен быть более высоким. В то же время в последующем предприятие должно соблюдать эти критерии и анализировать, не превышают ли показатели по конкретной статье установленный порог. Кроме того, предприятие может установить и качественные характеристики существенности информации.
К примеру, в Приказе можно указать следующее:
«Установить, что для целей раскрытия детализирующей информации в разрезе отдельных статей финансовой отчетности порог существенности в количественном выражении составляет 1 % от базового показателя, которым выступает применительно к:
— Балансу (Отчет о финансовом состоянии) — сумма собственного капитала, указанного в строке 1495 Баланса;
— Отчету о финансовых результатах (Отчету о совокупном доходе) — сумма прибыли (убытка) от операционной деятельности;
— Отчету о движении денежных средств — чистое движение денежных средств (поступление или расход) соответственно от операционной, инвестиционной или финансовой деятельности за отчетный период.
Показатели по статьям, не превышающие указанный порог, не подлежат отдельному раскрытию в финансовой отчетности.
По обоснованным ожиданиям, отсутствие этой информации не будет влиять на принятие экономических решений пользователями финансовой отчетности, имеющими соответствующие знания бизнеса, экономической деятельности и бухгалтерского учета, которые стремятся изучать информацию с достаточной тщательностью, что соответствует предписаниям п. 3 раздела І, п. 4 раздела ІІ НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», п. 7, 29 — 30 МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности».
Такие изменения в Приказ об учетной политике нужно внести уже сейчас, ведь впервые обновленную финансовую отчетность некоторые предприятия должны уже подать по итогам I квартала 2013 года.
Особенности заполнения Отчета о совокупном доходе
Поскольку отражение информации в разделе II формы № 2 (совокупный доход) для нас непривычно, заполнение этой формы вызывает больше всего вопросов. Предоставление данной информации обусловлено нормами МСБУ 1 и МСБУ 34, поэтому разработчикам Н(П)СБУ 1 пришлось его добавить в комплект стандартной финотчетности. И поскольку для не «МСФОшных» предприятий никаких исключений не предусмотрели, то ее придется заполнять и им.
К счастью, на обычном предприятии встречается немного операций, информацию о которых следует отдельно указывать в разделе II формы № 2. В соответствии с п. 3 раздела І Н(П)СБУ 1 в совокупный доход включаются изменения в собственном капитале в течение отчетного периода в результате хозяйственных операций и других событий (за исключением изменений капитала за счет операций с собственниками).
При этом в разделе II формы № 2 детализируется информация о прочем совокупном доходе, под которым понимаются доходы и расходы, не включенные в финансовые результаты предприятия.
Иными словами, в составе прочего совокупного дохода следует указывать те операции, которые повлияли на изменения статей I раздела пассива Баланса (за исключением операций с собственниками) и не были отражены на счете 79 (с последующим списанием на счет 44).
Преимущественно, это доходы (расходы), которые отражались в составе дополнительного капитала предприятия на субсчетах:
— 422 «Прочий вложенный капитал»;
— 423 «Дооценка активов»;
— 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы»;
— 425 «Прочий дополнительный капитал».
Обратите внимание: никакие корреспонденции в части доходов (расходов), которые были списаны на счет 79, в строках 2400 — 2460 этого раздела указываться не должны, иначе произойдет «задвоение» информации. Ведь эти данные уже были отражены в разделе І формы № 2 (финансовые результаты). Если указанных операций у предприятия нет, оно просто перенесет в строку 2465 раздела II формы № 2 данные, отраженные применительно к финансовым результатам из раздела І формы № 2, а именно: из строки 2350 или из строки 2355.
Подробное описание порядка заполнения форм № 1 и № 2, входящих в квартальную финотчетность, см. в Шпаргалке бухгалтера на с. 19 этого номера.
Надеемся, что проблем с составлением нового финотчета у Вас теперь не возникнет. А если вопросы возникнут, пишите нам и мы ответим на Ваши вопросы на страницах нашей газеты.
Документы статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
КВЭД ДК 009:2010 — Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, утвержденная приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 457.
Комментариев нет:
Отправить комментарий