четверг, 25 апреля 2013 г.

Некоторые вопросы взимания фиксированного сельскохозяйственного налога

Как известно, фиксированный сельскохозяйственный налог является специальным налоговым режимом, заменяющим уплату ряда налогов и сборов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. О критериях отнесения предприятий к сельскохозяйственным пойдет речь далее.
  
   Согласно п. 14.1.256. Налогового кодекса Украины , фиксированный сельскохозяйственный налог - налог, взимаемый с единицы земельной площади в процентах ее нормативной денежной оценки, уплата которого заменяет уплату отдельных налогов и сборов. Плательщиками такого налога с учетом определенных ограничений, могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 процентов.
  
   То есть, фиксированный сельскохозяйственный налог является специальным налоговым режимом для товаропроизводителей, который заменяет уплату налога на прибыль предприятий, земельного налога (кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства), сбора за специальное использование воды, сбора за внедрение некоторых видов предпринимательской деятельности (в части осуществления торговой деятельности).
  
   Государственная налоговая служба Украины в своем Письме №3339/15-33-15 от 04 марта 2013 года отметила, что основным критерием для отнесения предприятий к категории сельскохозяйственных является производство в соответствующих объемах сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных основных фондах. Дополнительно, ГПСУ отмечает, что сельскохозяйственные предприятия, арендующие земельные участки для ведения сельскохозяйственной деятельности, обязаны в обязательном порядке заключать договоры аренды земли с арендодателями.
  
   Заключенные договоры, согласно статье 20 Закона Украины «Об аренде земель» и статье 125 Земельного кодекса Украины , подлежат обязательной государственной регистрации. И право аренды земельного участка, которое включает в себя право пользования им, возникает со дня государственной регистрации этого права.
  
   28 декабря 2012 года Высшим административным судом Украины было составлено информационное письмо о применении норм Налогового кодекса Украины, которые регулируют взимание фиксированного сельскохозяйственного налога и применение специального режима налогообложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского хозяйства, в котором отмечалось, что отсутствие надлежащего оформления земельных участков, в частности, отсутствие государственной регистрации соответствующих договоров аренды, не является основанием для освобождения плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога от начисления налога с площади всех участков, находящихся в его пользовании.
  
   Это объясняется тем, что квалификационным требованием для лица, которое претендует на получение статуса плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога, является доля сельскохозяйственного товаропроизводства, которая должна превышать 75 процентов общего объема дохода субъекта хозяйствования. Вместе с тем, налоговое законодательство не требует государственной регистрации договора аренды земельного участка в качестве обязательного признака для квалификации соответствующего участка, находящегося в пользовании сельскохозяйственного товаропроизводителя.
  
   Порядок получения и подтверждения статуса плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога установлен статьей 308 Налогового кодекса Украины. В частности, для получения или подтверждения статуса плательщика этого налога лицо должно подать сведения (справки) о земельных участках с указанием каждого документа, устанавливающего право собственности/пользования каждым земельным участком.
  
   Учитывая приоритетность применения норм Налогового законодательства Украины перед нормами других отраслей права в регулировании налоговых правоотношений, следует признать, что несоблюдение норм земельного законодательства относительно регистрации права аренды земельных участков не может быть препятствием для квалификации сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании товаропроизводителя для целей взимания фиксированного сельскохозяйственного налога.
  
   Рассматриваемые угодья будут находиться в пользовании плательщика сельскохозяйственного налога. При этом стоит учитывать, что возникновения арендных отношений в соответствии с требованиями земельного законодательства не является обязательным условием для признания сельскохозяйственных угодий находящимися в пользовании плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога. Это объясняется тем, что аренда является лишь одним из видов права пользования землей.
  
   С учетом изложенного, у налоговых органов отсутствуют основания для применения каких-либо негативных последствий для плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога и лиц, применяющих специальный режим налогообложения налогом на добавленную стоимость сельскохозяйственной деятельности, в случае несоблюдения последним норм земельного законодательства относительно регистрации договоров аренды земельных участков, если при этом соблюдены требования налогового законодательства. Итак, налоговыми органами не может быть принято решение об отмене регистрации плательщика фиксированного сельскохозяйственного налога на тех основаниях, что плательщиком не соблюдены требования по регистрации договоров аренды земельных участков, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции растениеводства. Так же сельскохозяйственная продукция растениеводства, выращенная плательщиком фиксированного сельскохозяйственного налога на любых используемых им земельных участках, в том числе арендованных, независимо от состояния государственной регистрации соответствующих арендных договоров, не может облагаться налогом по другим правилам, нежели в режиме фиксированного сельскохозяйственного налога.
  
   В то же время, статья 302 Налогового кодекса Украины определяет, что объектом налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящихся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленных ему в пользование, в том числе на условиях аренды.
  
   Следует отметить, что Налоговый кодекс Украины не детализирует требований к правовому титулу, согласно которому у лица возникает право пользования земельным участком, на котором расположены сельскохозяйственные угодья, а также правоустанавливающим документам, подтверждающим соответствующие права на земельные участки.
  
   Следовательно, при таких обстоятельствах любое право пользования земельным участком, на котором расположены сельскохозяйственные угодья, по каким бы основаниям не возникало такое право, является надлежащим для подтверждения доли сельскохозяйственного товаропроизводства для целей взимания фиксированного сельскохозяйственного налога.
  
   Объектом налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом в соответствии с пунктом 302.1 статьи 302 Налогового кодекса Украины является площадь сельскохозяйственных угодий, предоставлена налогоплательщику в собственность или пользование, в том числе на условиях аренды.
  
   Следовательно, объектом налогообложения являются сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности или в пользовании налогоплательщика на любых условиях, включая, но не ограничиваясь, арендой.
  
   Проанализировав вышеуказанную информацию, можно прийти к выводу, что фиксированный сельскохозяйственный налог уплачивается со всех земель, которые фактически используются плательщиком этого налога для производства сельскохозяйственной продукции.
  
   Автор: Любов Колосова, директор Аудиторської компанії «Престиж-Аудит»,
   Владислав Ященко, юрист Аудиторської компанії «Престиж-Аудит»
 
По материалам: prostobiz.ua

Комментариев нет:

Отправить комментарий